Их разыскивает полиция

Их разыскивает полиция

Меха Сары и Дариги Назарбаевых попадают под конфискацию. Так же, как драгоценности, катер и снегоходы. Отбиваясь от вопросов западных журналистов о взятках отца, Дарига Назарбаева в раздражении заявила недавно, что ничего про миллионы на счетах президента в Швейцарии не знает, что эти слухи распространяет оппозиция и вообще, надо дождаться официальных судебных документов.

 

Вот что значит – правовое сознание молодежи! Отец-президент, находясь с официальным визитом в Брюсселе, объявил журналиста Дуванова преступником задолго до суда. Зато дочь, простая казахская женщина, принципиально предлагает опираться только на факты. Можно поздравить Даригу Назарбаеву: теперь у нее такая возможность есть.

 

Как уже сообщалось в СМИ, в Соединенных Штатах стал известен полный текст обвинительного заключения, предъявленного Дж. Гиффену, советнику и тайному «кассиру» президента Назарбаева, ответственному за сбор взяток с американских нефтедобывающих компаний. В этом многостраничном документе приводятся данные о многомиллионных переводах на тайные счета, владельцами которых является сам Назарбаев, его родственники и приближенные.

 

Эти сложные схемы, квалифицируемые юристами как «преступный сговор с целью отмывания незаконно полученных средств», заслуживает анализа специалистов-криминалистов. Мы же остановимся на простых человеческих мелочах, которые сопутствовали многолетней преступной деятельности «президентской группировки». В этих мелочах, как в капле воды отражается характер всего правящего Казахстаном семейства.

 

Шубка для бабки, шубка для детки

 

«Мама, мама, что мы будем делать,

Когда настанут злые холода?

У тебя нет теплого платочка,

А у меня нет зимнего пальта...»

 

Эти полные тоски слова русcкой народной песни звучали, наверное, в голове у Дариги Назарбаевой поздней осенью 1997 г. Может быть, она даже однажды с чувством исполнила ее в президентской резиденции, глядя на заснеженные горы. Зима приближалась, а надеть было решительно нечего.

 

Из сказок, которые Сара Назарбаева рассказывала в детстве дочерям, было известно, что хорошим девочкам незачем расстраиваться. В трудную минуту к ним на помощь всегда придет добрый волшебник с большим бумажником. Причем, не обязательно папа, а кто-то из его приближенных.

 

Когда-то волшебником был Григорий Лучанский, взявший Даригу и ее мужа, медработника, к себе в дом. В Торговый дом Казахстана в Вене. Потом «гришкин дом» погорел, самого объявили мафиози. Пришлось Дариге вместе с Рахатом возвращаться на родину, искать работу. Но сколько там на «Хабаре» можно было заработать?! Зарплата генерального директора была меньше 500 долларов. На платочек еще хватило бы, но на «пальто» - никак.

 

Однако для девочек из семьи Назарбаевых волшебники находились сами собой. Маленькое чудо, совершенное одним из них, Джеймсом Г. Гиффеным, описывается в его обвинительном заключении такими простыми словами: «В ноябре и декабре 1997 г. ответчик ДЖЕЙМС Г. ГИФФЕН приобрел для жены и дочери KO-2 две шубы общей стоимостью около 30 тыс. долларов».

 

Кто скрывается под кодами «КО-1» и «КО-2» в мире теперь не знает только малограмотный. Вторым, как это ни обидно для него звучит, числится первый президент независимого Казахстана, его духовный лидер и верховный главнокомандующий, автор десятков книг, сотен международных инициатив и статегии «2030».

 

Кстати, в связи с расследованиями обстоятельств «Казахгейта» возникла новая версия по поводу названия стратегии. Весьма вероятно, что 20-30% - это та часть доходов от продажи казахской нефти, которую присваивали себе Н. Назарбаев, его семья и ближайшие соучастники.

 

Сара в снегах

 

В отличие от кокетливой Дариги, ее престарелая мать много думает о душе, воспитании молодежи. Причем нередко – в ущерб семье. Вместо того, чтобы собственным внукам рассказать о том, как предохраняться от случайных зачатий, Сара Назарбаева ездит по школам и детским садам с лекциями о пользе холода и голода.

 

Обо всем этом жена президента знает не понаслышке, поскольку сама давно не переедает и обливается водой из проруби. Многие думают, что в этом заключается секрет долгого семейного счастья этой женщины. Но дело, оказывается, не в холодной воде, а пушистом снегe.

 

Следствие по делу «Казахгейт» выявило факт, с одной стороны вульгарно-криминальный, а с другой – трогательно-интимный. Пункт 63 обвинительного заключения сухо констатирует, что «в ноябре 1999 г. ответчик ДЖЕЙМС Г. ГИФФЕН распорядился о приобретении в США компанией Mercator и отправке в Казахстан двух сноумобилей, которые должны были быть доставлены KO-2 и его жене».

 

«Обычная взятка», - скажет человек сухой и лишенный воображения. Но сколько за этой взяткой молодости чувств! Надо только представить себе, как Сара и Нурсултан Назарбаевы несутся друг за другом на скоростных снегоходах по просторам своих многочисленных резиденций. «Догони-и-и!» - кричит мужу с лукавой улыбкой Сара Алпысовна. «Догоню-ю-ю!» - задорно отвечает ей Нурсултан Абишевич, поддавая газу. И догоняет, наверное...

 

Если бы всем казахстанским пенсионерам, как Саре и Нурсултану Назарбаевым, довелось получить в подарок по паре скоростных снегоходов, насколько счастливее была бы их старость.

 

Не известно, гоняет ли Сара Назарбаева на гиффеновских снегоходах в гиффеновской шубе или надевает простую курточку. Но все равно подследственному советнику должно быть приятно. Если его и осудят на 88 лет тюремного заключения, как того требует прокуратура, то он хотя бы будет знать, что не напрасно.

 

Не «Болошак», а «общак»

 

Заботой тайного советника Гиффена были окутаны и две другие дочери президента. Особенно младшая, Алия. Эта девочка показала с ранних лет неуемное желание учиться. Причем, обязательно за границей – в ФРГ, Швейцарии, Великобритании и США.

 

Для одаренных детей в Казахстане существует специальная программа «Болошак». Но президент посчитал, наверное, нескромным отвлекать государственные средства на младшенькую. Поэтому он решил взять эти расходы на себя. Для чего приказал Дж. Гиффену перевести на счет офшорной компаниии Orel Capital Ltd. около двух миллионов долларов.

 

В пункте 20 обвинительного заключения, предъявленного Дж. Гиффену, об этом говорится конкретно: «ДЖЕЙМС Г. ГИФФЕН, ответчик, а также другие известные и неизвестные Большому жюри лица организовали 21 ноября 1995 г. перевод $1.8 млн. с принадлежащего Nichem счета в Швейцарии через клиринговый счет в нью-йоркском Bankers Trust, Нью-Йорк, на счет в Швейцарии на имя Orel Capital Ltd. ("Orel").

Orel является корпорацией, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, которая принадлежит зарегистрированному в Лихтенштейне фонду Semrek Foundation. Бенефициарами Semrek Foundation тайно являлись один из высших чиновников Казахстана (КО-2, т.е. Н. Назарбаев) и его наследники. Средства со счета компании Orel использовались на разные цели, включая выплату более 45 тыс. долларов эксклюзивной школе в Швейцарии, в которой обучалась дочь КО-2».

 

Согласитесь, что мало кто из отцов может похвастaться такой изобретательностью: сначала в Лихтенштейне фонд организовать, потом на Вирджинских островах компанию, потом уговорить Гиффена вместе с «большой группой известных и неизвестных лиц» скинуться на пару «лимонов» для образования младшей дочери. Просто подвиг отцовской любви.

 

Но со временем Нурсултану Назарбаеву стало казаться, что Алия учится слишком долго и дорого. Отец решил приструнить дочь и прекратил платить за ее обучение. Страшно подумать, что стало бы с Алией Назарбаевой, брошенной без средств к существованию в жестокой Америке. Возможно, ей пришлось бы пойти работать по ночам в универсам или даже мыть полы в приютах для бездомных негров. Но добрый дядя Джим оказался тут как тут. Согласно пукту 61 все того же обвинения он оплатил в январе 1999 г. стоимость обучения дочери Назарбаева в университете имени Джорджа Вашингтона.

 

Как раз в эти дни Нурсултан Назарбаев вел тяжелую предвыборную борьбу за сохранение поста первого президента Казахстана. Избиртательную кампанию, как известно, он проводил на свои кровные денежки. Билборды и мегаконцерты дорогостоящих российских поп-звезд истощили семейный бюджет Назарбаевых, но Алия все же получила диплом.

 

Этот яркий пример того, как краденые деньги пошли на доброе дело, мог бы привести в своем выступлении Касымжомат Токаев, министр иностранных дел Казахстана и вообще культурный человек. Культурно выступая как-то в парламенте, он взялся ругать дочь Денису Дуванову, дочь осужденного за критику Назарбаева журналиста. Девушка получила в США политическое убежище после того, как против ее отца была устроена серия провокаций, закончившаяся фальсифицированным обвинением и позорным судом. К. Токаев заявил, что Д. Дуванова должна была бы немедленно вернуться в Казахстан и отработать затраченные государством на ее обучение деньги на государственной же службе.

 

Зря К. Токаев не привел в пример дочери журналиста дочь президента. Алия тоже могла бы остаться где-то в Штатах и писать диссертацию по политологии, как Дениса Дуванова. Но она мужественно вернулась в Казахстан и занялась самым нужным делом – строительством элитного жилья в Алма-Ате. Молодец, Алия! Так держать! Так держать и никому не отдавать строительство элитного жилья, производство минеральной воды и другие виды бизнеса. Дядя Джим тобой будет гордиться.

 

Капитан Нурсултан

 

Из документов американского следствия можно узнать немало милых и забавных подробностей дружбы трех главных расхитителей богатства Казахстана, его нефти. Оказывается, Гиффен, Назарбаев и Балгимбаев заботились друг о друге и оказывали маленькие знаки внимания.

 

О том, как Гиффен платил за дом, в котором под Бостоном жила семья Н. Балгимбаева, всем уже известно. Но мало кто знает, что тот же Гиффен оплачивал покупку скоростного катера для Нурсултана Назарбаева. В обвинении об этом эпизоде говорится просто: «В августе 1999 г. ответчик ДЖЕЙМС Г. ГИФФЕН распорядился о приобретении в США компанией Mercator и отправке в Казахстан моторного катера Donzi стоимостью более 80 тыс. долларов». А далее разворачивается целая история. Оказывается, Нурлан Балгимбаев, как-то «уговорил» Дж. Гиффена сказать Н. Назарбаеву, что этот катер купил не «Mercator», а лично Балгимбаев. Причем – в подарок Нурсултану Назарбаеву. Гиффен согласился, но в своей кассовой книге сделал соответствующую пометку.

 

А Нурсултан Назарбаев так, наверное, и не догадывается об этой маленькой хитрости своего верного Нурлана. Не известно, какие моря бороздит этот моторный катер под командыванием первого президента. Может быть, Каспийское. Может быть, Капчагайское. Но главное – сбылась мечта маленького Нурика, который пас когда-то коз в Чемолгане и грезил морем.

 

Не хотел тогда Нурик Назарбаев быть президентом, академиком, лауреатом, почетным металлургом или писателем. Он хотел стать моряком, как и все мальчишки. Но его мечта сбылась только в августе 1999 г. Для этого ему пришлось стать и почетным металлургом, и пожизненным президентом, и лауреатом всех премий, и членом всех академий. Зато теперь он может бороздить на своем Donzi любые просторы. А счастливые сограждане только скажут про себя: «Семь футов тебе под килем, Нурсултан!»

 

Промежуточный итог

 

Мы уверены, Дарига Назарбаева не может ни радоваться тому, что правда о «Казахгейте» становится известна всем казахстанцам. Потому что нет ничего хуже, чем необоснованные обвинения и неоправданные упреки. Вот теперь, когда все обвинения обоснованы, а упреки оправданы, ей будет легче дышать. Осталось снять купленные на ворованные деньги украшения, не надевать зимой краденых шуб, не кататься на полученных в качестве взяток снегоходах и катерах. Надо раскаяться, вернуть расхищенные миллионы и дать народу честное слово, что это никогда не повторится.

 

Но пока этого не случилось, новые подробности «Казахгейта» будут всплывать с угнетающей регулярностью.

 

"Евразия"