Мировой тупик для России

Мировой тупик для России

Эксперт Фонда Горбачева Валерий Соловей считает, что Россия однозначно проиграла США в борьбе за дележ мира на зоны влияния

 

После войны в Ираке стало окончательно ясно, что США единолично определяют политическую повестку мира. Это связано не только с тем, что они обладают ресурсами и возможностями. США представляют единственную сверхдержаву, одержимую мессианской идеей. Это новый революционный проект. Россия в лице Советского Союза конкурировала с американским мессианизмом весь двадцатый век. Не Запад конкурировал с Россией, а именно США. Западноевропейские страны уже давно потеряли мессианский импульс. Они выдохлись в начале двадцатого века. Только Германия пыталась осуществить свой глобальный проект в период правления национал-социалистов. Сегодня США подтвердили, что они единственная сверхдержава, которая начинает по-новому и по-своему формировать мир.

 

- И первые шаги на этом пути - разрушение старых международных институтов?

 

- Соединенные Штаты полностью отбросили не устраивающие и сдерживающие их международные институты и организации. После войны в Ираке все апелляции к международному праву лишились всякого смысла. Разглагольствования наших дипломатов и политиков о важной роли ООН в деле урегулирования международных конфликтов теперь - пустой звук. По своему влиянию и возможностям ООН полностью исчерпала свои ресурсы и напоминает Лигу наций накануне Второй мировой войны. По мнению США, международное право устарело, и настала пора предложить новый закон и новый порядок.

 

- Кто на очереди?

 

- Сегодня еще весьма нечетко проглядываются контуры нового мирового порядка. Как будет выглядеть географическая карта мира - сказать еще сложно, но то, что на ней возникнут несколько десятков новых стран - это утверждать можно. США начинают формировать ситуативные коалиции, а не стратегические, как это было во времена противостояния с СССР. Главным принципом в них станет исключение любых угроз для США со стороны любых государств и режимов, жесткий контроль за нераспространением оружия массового поражения. Это не означает, что продолжатся войны со странами, представляющими угрозу. Но будут созданы условия для эрозии угрожающих режимов, применены другие тактики, которые ныне опробованы в Ираке.

 

Если отбросить потенциально-глобального противника, каковым для США является Китай, то следующим на очереди стоит Иран, готовый вот-вот изготовить свою ядерную бомбу. Есть мнение, что простые иранцы не испытывают ненависти к США. Иран хотел бы тесных контактов с американцами, но США их отталкивают, потому что Пентагону нужен потенциальный противник и враг.

 

Готовы США «навести порядок» и в Саудовской Аравии, слишком «засветившейся» в поддержке международных исламских террористов. Об этом прямо сказал недавно президент Буш. Это даст возможность осуществить давнишний план создания Палестинского государства на территории Саудовской Аравии. Задача несложная, так как около полутора миллионов палестинцев - наемных рабочих являются основой экономики этой страны, но при этом не имеют никаких прав, не говоря уже о возможности получить гражданство. И Израиль будет доволен: решится проблема палестинского терроризма. И Америке не придется помогать израильтянам, которые наконец-то превратятся в далекую тихую провинцию. Типа Кипра.

 

- Что показала политика России в иракском кризисе?

 

- Российская политика в арабском кризисе отличалась не то что непоследовательностью, а просто отсутствием собственной повестки. Россия колебалась между американо-английским альянсом и германо-французским в поисках большей выгоды, но собственного глубинного интереса не сформулировала. Поведение России было следствием колоссального политического просчета и диктовалось заблуждениями нашего руководства. Предполагалась следующая схема действий на основе разведывательной информации: Соединенные Штаты завязнут в Ираке, встретив жесткое сопротивление. Российский Тихоокеанский флот направляется в Персидский залив и, когда ситуация накалится, под флагом ООН русский десант высадится на нефтяные терминалы и месторождения Ирака. Десантники повторят подвиг русской армии в югославской Приштине, но уже с международным мандатом. По телевизору с помпой показали, как из Владивостока, впервые за долгие годы, эскадра выходила походом в теплые моря на подвиги в Ираке во славу России.

 

На этом фантазийном фундаменте строилась российская политика.

 

- Почему так просчитались наши эксперты?

 

- Эта позиция появилась не в результате импровизации, это было твердое убеждение Министерства обороны и кремлевских геополитиков на основе некоей информации, представленной высшему руководству страны. Но все кончилось бездарнейшим провалом наших политиков и стратегов. Это случается каждый раз с Россией, когда она имеет дело с арабами. Всегда наша разведка при оценке мощи арабского сопротивления садится в лужу. Это было во всех арабо-израильских войнах и в других конфликтах в арабском мире.

 

Американцы сейчас могли бы вымазать нас в грязи, потому что им было известно о наших планах. Они дали нам понять, что знают, как наша разведывательная информация со спутников ГРУ поступала на регулярной основе в Багдад до начала войны. Мы поставляли в Ирак вооружение и напрямую, и через третьи страны. Там работали наши военные советники. Внутри России проарабское лобби сделало все, чтобы поставить Путина в неловкое пложение перед США, чтобы отрезать ему пути сближения с «атлантистами». Американцы не подняли пока скандала и не стали «наказывать» наше руководство, хотя могли бы.

 

- Кто виноват в стратегическом провале России?

 

- Министерство иностранных дел и Министерство обороны. Два Ивановых, два однофамильца: министр обороны и министр иностранных дел.

 

Причем опытные арабисты накануне войны предсказывали: арабы не будут воевать, не потому что это не воинственный народ, а потому, что от режима Саддама устали все. Называли и другие веские причины. Этот международный провал России был следствием активной работы той группы нашей политической элиты, которая придерживается концепции Евгения Примакова о многополярном мире, где России отводится роль самостоятельного центра силы либо некоего коллективного полюса. Например, всем памятны предложения Примакова о создании союза с Китаем и Индией. Да, Россия продает в Индию и Китай военные товары, но настоящего геополитического союза не получилось. Далее наши доморощенные геополитики предлагали нам союз с Германией и Францией, с которыми также не получилось ни альянса, ни полюса. Эти страны как союзники для России были всегда ненадежны. Россия оказалась в полном геополитическом одиночестве, в котором пребывала практически всегда на протяжении всей своей истории, начиная с падения Византии.

 

- Хоть какие-нибудь выгоды Росии победа США в Ираке принесет?

 

- Если цены на нефть упадут, а это в конце концов произойдет, то, возможно, это даст стимул к смене экономической политики в стране, уходу от ориентации только на сырьевую составляющую. Будут задействованы остатки высоких технологий, которые еще сохраняются в оборонном комплексе. Будет, возможно, востребован высокий потенциал образовательного комплекса. У России пока сохраняется хорошее качество образования.

 

- Кто лоббировал проиракскую позицию России?

 

- Прежде всего небольшая группа продавцов нашего оружия, которая обосновывала свой бизнес некими идеологическими мотивами. И нефтяные компании «Зарубежнефть», «Роснефть» и «Лукойл». Последняя компания оказывает заметное влияние на политику МИДа, в частности, на политику его главы.

"СТРИНГЕР"