Недавнее решение азербайджанских властей разрешить беженцам посещать общеобразовательные школы знаменует собой изменение во внутренней политике страны, которое будет иметь серьезные политические последствия для всего региона. Это решение было принято после того, как бакинский офис Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев убедил правительство страны, что новая политика будет в наибольшей степени отвечать ее интересам. Международные организации также обещали оказать помощь в реконструкции школ, которые будут открыты для детей беженцев.
Глава департамента общего и дошкольного образования министерства образования Азербайджана Ариф Мурадов отвечает за осуществление новой политики на всей территории страны, хотя проводиться она будет главным образом в Баку. В интервью EurasiaNet Мурадов подчеркнул, что новая политика касается «детей всех беженцев, в настоящее время находящихся на территории Азербайджана».
Правительственное решение коснется прежде всего чеченских детей. Данные УВКБ показывают, что начиная с 2000 г. 80 процентов прошений (примерно 7200 из 8700) о предоставлении убежища в Азербайджане поступило от чеченцев. Теперь чеченские дети смогут учиться в одной из многих бакинских русскоязычных школ. Из 500 детей, имеющих право на получение образования, в УВКБ зарегистрировалось 250 будущих учеников. Представители министерства образования пока окончательно не решили вопросов с детьми, которые не говорят по-азербайджански или по-русски. Большинство детей, входящих в эту категорию, прибыли из Афганистана, Ирана и Ирака.
УВКБ решило оказать помощь в реконструкции школ, поскольку в школах Азербайджана не хватает мест для учащихся. Некоторые школы работают в три смены, как если бы в одном здании работали сразу три школы.
Осторожные высказывания Мурадова по вопросу об обучении беженцев свидетельствуют о его деликатности. Речь идет об азербайджанско-российских отношениях. Российское руководство неоднократно обвиняло Азербайджан и Грузию в поддержке чеченского сепаратизма. В последнее время Баку удалось достичь сбалансированных отношений с Москвой. Некоторые местные эксперты считают, что предоставление беженцам права на образование потенциально способно нарушить с трудом достигнутое равновесие.
Используют или не используют чеченские боевики азербайджанскую территорию в качестве надежного убежища, тот факт, что на территории Азербайджана находится большое число беженцев, противоречит утверждениям России о том, что ситуация в Чечне поставлена под контроль и конфликт постепенно затихает. По сути дела, новая политика азербайджанских властей в сфере образования свидетельствует о том, что Россия так и не продвинулась в разрешении чеченского конфликта.
Чеченцы не являются беженцами в строгом смысле слова, поскольку имеют возможность передвигаться из Азербайджана в на свою родину и обратно. Тем не менее эта «возможность» весьма относительна из-за опасности, которой они при этом подвергаются. По словам Лемы Атагаева, бывшего сотрудника чеченского «министерства внутренних дел», на российской территории расположено более двадцати контрольно-пропускных пунктов - как в самой Чечне, так и в соседней с ней автономной республике Дагестан, граничащей с Азербайджаном. На этих блокпостах, особенно расположенных на территории Чечни, неоднократно исчезали чеченцы мужского пола.
В настоящее время в Азербайджане чеченские дети имеют ограниченные возможности получения образования. Беженцы организовали в Баку пять неофициальных чеченских «школ», которые функционируют независимо друг от друга. Ключевую роль в организации одного из учебных центров, близких по своему характеру профессионально-техническим училищам, сыграл Руслан Зелимханов, чеченский беженец, в свое время руководивший системой образования в Чечне. В школе Зелимханова около 180 учащихся занимаются английским языком, посещают курсы компьютерной грамотности. Они получают также практические навыки по безопасности, учатся распознавать и обходить мины и другие неразорвавшиеся боеприпасы. Мальчики и девочки приходят в школу в разные дни. Первоначально помощь школе оказывала американка чеченского происхождение, а сегодня ее спонсором является Норвежский совет по беженцам.
Покидая свою разрушенную войной родину, чеченцы, как считают эксперты, стремятся попасть в Азербайджан, где их в два раза больше, чем в Грузии. И хотя те, кто перебирается в Грузию, может получить официальное признание в качестве беженцев и регулярно получать продуктовый паек от Всемирной продовольственной программы ООН, возможностей получить работу гораздо больше в Азербайджане и особенно в Баку.
Азербайджан официально рассматривает чеченцев как трудовых мигрантов и поэтому не предоставляет им статуса беженцев и почти не оказывает соответствующей помощи. По мнению Богдана Нахайло, представителя УВКБ в Азербайджане, азербайджанские власти де-факто проводят политику «пассивной нетерпимости» в отношении чеченцев. Не получая официальной регистрации, чеченцы, тем не менее, регистрируются в УВКБ, где им выдается своего рода охранная грамота, которой, как говорит Нахайло, «обычно достаточно, чтобы избежать преследований».
Один из сотрудников благотворительных организаций сообщил, что чеченские мужчины часто подвергаются арестам и высылаются азербайджанской полицией. В настоящее время азербайджанское правительство не располагает возможностью регистрации беженцев, поэтому УВКБ помогает местным властям в создании такой структуры. По мнению некоторых наблюдателей, меры, предпринятые в области образования, могут стать первым шагом на пути официального признания чеченцев в качестве беженцев.
Трой Этелейн, Eurasianet
24 часа назад
ЧЕРНЫЙ ЯНВАРЬ. 19-20 января 1990 года. Резня в Баку20 января в 08:19
Внук императора Австро-Венгрии Карл фон Габсбург призвал деколонизировать Россию19 января в 00:57
Героизм Газы и предательство арабских режимов под маской нормализации18 января в 04:19
Трамп испортил Нетаньяху шабат17 января в 11:37
Сионистская банда «Израиль» пытается сорвать соглашение о прекращение огня16 января в 18:01
Сделка между «Израилем» и ХАМАС. Что там?15 января в 21:50