Колбасный патриотизм и правозащита по-русски

27 августа 2003 в 00:25
Колбасный патриотизм и правозащита по-русски

За последние годы такое понятие, как забота о проживающих за рубежом соотечественниках в России дискредитировано как властями, так и теми,  кто называет себя патриотами. Но имитация бурной деятельности по защите русских граждан занятие в некоторых кругах все еще довольно популярное, особенно когда приближаются выборы. Речь идет не о тех гражданах, что живут в 100 километрах от Москвы и дальше, о них должны позаботиться издатели «Красной книги». И не о тех русских, что являются подданными Туркмен-баши, потому что он, все-таки, друг и союзник, к тому же «Солнцеликий» так и не догнал, какая связь между словами «человек» и «право», и чего от него хотят.

 

Российские политики борются за права человека там, где это делать легче, т.е. в странах Балтии, как тот пьяница, который, потеряв часы в одном месте искал их  в другом, потому что там было светлее. По-человечески, конечно, можно понять российских патриотов-правозащитников (не знаю, как их еще назвать, хотя такое словосочетание явно режет слух). Съездить в благополучную Европу, покритиковать нарушения прав, где тебя внимательно выслушают, какой бы бред ты не нес, ведь там выслушивают даже защитников животных. Все-таки какой-то отдых от российской действительности, осознание своей значимости, когда к тебе прислушиваются культурные и воспитанные люди.

 

Опять же, если хорошо подсуетиться и поднять правозащитную волну на должный уровень то, оседлав ее, можно и до Страсбурга прокатиться, а такой фарт не только рядовому россиянину, не каждому депутату выпадает.

 

Правда, сокрушаясь дискриминацией соотечественников в Латвии, например, почему-то забывают кремлевские защитники, что многие национальные меньшинства за всю историю своего проживания в России в качестве ее граждан вплоть до наших дней, не имели и не имеют тех прав, какие получили не граждане в странах Балтии за несколько лет демократии. Для граждан России, которые не могут выйти из дома без паспорта, или могут за цвет волос оказаться в таких местах, о которых не знает ни один правозащитник, получить в России такие права как у «дискриминируемых» русских в Латвии, наверное, предел мечтаний.

 

С шовинизмом и мне пришлось столкнуться в одной и стран Балтии, когда они были оккупированы и назывались республиками в составе СССР. Будучи студентом, я вместе с нашей группой, состоявшей в основном из русских, побывал там на производственной практике. Сказать, что мне там понравились и страна и люди –  значит не выразить все впечатления. Когда, после нервных и озлобленных московских физиономий впервые оказываешься среди нормальных людей, уважающих друг друга, свою страну и культуру, то это такой же контраст, как между правдой и ложью.

 

Однако не меньше меня поразили изменения, произошедшие с некоторыми из моих русских однокурсников, с которыми мы туда приехали. В них без каких либо причин появилось столько нескрываемой злобы и неприятия по отношению к окружающему, желание чем-то задеть или поиздеваться, что я узнал своих русских товарищей с совершенно другой стороны. После этого прошло уже много лет, и когда сегодня видишь лица российских политиков, которые как Рогозин исходят пятнами, когда пытаются предъявить какие-то претензии в адрес стран Балтии, уже не удивляешься. Все это воспринимается как вырывающийся наружу комплекс неполноценности, проявляющийся у них при виде чужих достоинств или успехов, которые не смогли подавить ни танки, ни оккупация.

 

То, что российские правозащитники от власти говоря о нарушении прав оккупантов несут полный бред, можно было бы без труда доказать проведя своеобразный тест на патриотизм.

 

Если в «исконно русской» Калининградской области провести референдум по вопросу отделения от России и вхождения в объединенную Европу, то результат был бы такой, что современный русский патриотизм исчез бы с этой земли, как будто его корова слизала. Это понимают власти России, которые было дело, собирались в атаку на Литву, что бы защитить права жителей Калининграда на свободный проезд,  но когда ЕС предложил простое решение - разрешить для жителей области свободное перемещение по Европе, то путино-рогозиных это привело в замешательство. Зная свой народ, они сразу поняли какие последствия могут быть, если жителям отдельной области дать такие права. Поэтому пришлось тихо свернуть свой имперский пафос до уровня проблемы железнодорожных билетов и транзитных проездных документов.

 

Можно не сомневаться, что, если бы вдруг Калининградская область, на самом деле смогла отделиться от России и войти в Европу, то для того, чтобы  оградиться от наплыва вечно голодных бывших соотечественников, приняла бы такие драконовские законы, которые не шли бы ни в какое сравнение с критикуемыми ныне законами стран Балтии. А новые русские патриоты Калининграда, наверняка вышли бы на улицы с новыми лозунгами: «Оградить нашу исконно прусскую землю от наплыва московских унтерменшей!».

 

Если, кто-то в этом сомневается, значит он никогда не жил в России, не знаком с особенностями русского колбасного патриотизма (родина там, где много колбасы) и спецификой правозащитной деятельности по-русски.

Руслан Исмаилов,

для «Кавказ-Центра»