Расколовшиеся ряды армии Мушаррафа

2 сентября 2003 в 02:49
Расколовшиеся ряды армии Мушаррафа

Даже с самого момента своего появления в 1947 году, политический ландшафт Пакистана характеризовался глубоким вовлечением военных в жизнь общества, будь то прямое вмешательство и введение военного положения или тайные закулисные манипуляции гражданскими правительствами.

 

Нынешняя администрация - не исключение. Президент генерал Первез Мушарраф пришел к власти в октябре 1999 года в результате бескровного переворота военных, низложивших правительство Наваза Шарифа. Впоследствии были проведены национальные выборы, и Мушарраф до сих пор обладает в Пакистане властью в качестве президента и начальника штаба сухопутных войск страны.

 

Однако роль армии в политической жизни страны резко возросла после беспрецедентных событий 11 сентября 2001 года. Армия под командованием Мушаррафа была вынуждена (из-за глобальных последствий террористических атак на США) принимать решения, которые вносят серьезный раскол в вооруженные силы страны. Высокопоставленные источники в армии сообщили Asia Times Online о том, что недавно были произведены аресты нескольких старших офицеров. Эти аресты держатся в тайне, поскольку офицерам никаких обвинений не предъявлено. По сообщениям источников, офицеры были схвачены после того, как на них указали пальцем агенты Федерального бюро расследований (ФБР), считающие, что офицеры поддерживают отношения с боевиками международных исламистских группировок.

 

ФБР предоставлена свобода действий для проведения допросов этих офицеров в своем представительстве в столице, Исламабаде, либо в любом другом месте по усмотрению бюро, с тем, чтобы установить наличие связей между офицерами и террористическими сетями.

Корреспонденты Asia Times Online установили имена двух из арестованных офицеров. Это - заместитель начальника административно-строевого и хозяйственного управления сухопутных войск подполковник Халид Аббасси (проходил службу в Кохате, Северо-западная пограничная провинция) и некий майор Атта.

 

Расследование Asia Times Online показало, что ни родственники офицеров, ни их подчиненные не знают о том, где содержатся арестованные. Старшие офицеры сухопутных войск, когда с ними вступал в контакт наш корреспондент, хранили молчание и советовали «держаться подальше от этого дела».

 

В ходе дальнейших расследований было обнаружено, что Аббасси является широко уважаемым офицером по связи и что он также очень религиозный человек. По всей видимости, он преподавал ежедневные уроки Корана своим младшим офицерам. Такая тенденция поощрялась в армии во времена правления бывшего диктатора генерала Зия уль-Хака и до сих пор является обычным явлением для вооруженных сил.

Внезапный поворот армии

 

Пакистанская армия, в основном благодаря Межведомственной разведке ISI, которая рассматривает армию через призму своего стратегического видения региона, активно поддержала талибов, способствовала их формированию и окончательному захвату власти в Афганистане в 1996 году. В результате многие члены военной верхушки Пакистана знакомы с высокопоставленными лидерами талибов и «Аль-Каиды». Что особенно, бывший генеральный директор ISI генерал-лейтенант в отставке Мехмуд Ахмед поддерживал тесные отношения с лидеров талибов муллой Омаром. Мехмуд Ахмед сейчас является финансовым директором компании Fauji Fertilizers Company, в которой также работает ряд бывших армейских офицеров.

В Вашингтоне сейчас является секретом Полишинеля то, что делегация старших офицеров пакистанской армии, направленная в Афганистан перед американским вторжением якобы для того, чтобы убедить талибов уступить свои позиции, в действительности активно инструктировала талибов, как им защитить свои вооружения от надвигавшихся американских авиабомбардировок.

 

Столкнувшись с быстрым отступлением талибов из Афганистана и жестким давлением со стороны Вашингтона, требующего присоединиться к «войне с международным терроризмом», Мушарраф, у которого был небольшой выбор, решил выступить в качестве союзника США. Это повлекло за собой два немедленных последствия. Во-первых, решение Мушаррафа разочаровало большую часть военного аппарата и служб безопасности. Во-вторых, оно предоставило американской разведке возможность вмешиваться во внутренние дела Пакистана, что еще больше расстроило этих представителей военного истеблишмента.

 

Первоначально ФБР разрешалось открывать свои небольшие секции в оперативных управлениях ISI, а должностные лица ISI прикомандировывались к этим секциям. Однако ФБР смогла принимать решения по своим собственным разработанным целям и стала поручать должностным лицам ISI выполнение специальных заданий, но под надзором ФБР.

 

Позднее ФБР стали выделять отдельные здания по всей стране, и теперь ее собственные отдельные группы специалистов с лучшими в мире подслушивающими устройствами имеют максимальный доступ к телекоммуникационным системам Пакистана.

 

Уровень этого доступа означает, что ФБР сегодня посвящена в большую часть информации, которой располагает пакистанская армия. Это позволило американцам подавить в зародыше ряд попыток ISI по восстановлению своего присутствия в Афганистане через местных командиров «Хизб-е-Ислами» - группировки Гульбеддина Хекматияра, являющегося ныне ключевой фигурой в афганском движении сопротивления.

Призыв к молитве

 

Когда генерал Зия уль-Хак был президентом и начальником штаба сухопутных войск в конце 70-х и начале 80-х годов, он поощрял своих офицеров совершать молитвы пять раз в день (что привычно для мусульманского общества), и те, кто выполнял эти пожелания, были в привилегированном положении, когда наступало время для дальнейшего продвижения по службе. В самом деле, стало вполне обычным делом, когда кто-нибудь, добивавшийся высших постов в армии или ISI, демонстрировал свой религиозный пыл.

 

Считалось даже лучше, если офицер имел в своей биографии такой факт, как принадлежность к «Ислами Джамиат-е-Талаба», студенческому крылу первой фундаменталистской партии «Джамаат-е-Ислами». Такие связи привели к появлению людей, подобных генерал-лейтенанту Хамиду Гюлю, бригадному генералу Имтиазу и десяткам других, которые сделали себе имя в политических операциях в пользу исламистских партий или в заговорах по лишению светских партий парламентских мандатов (примером является Пакистанская народная партия дважды премьер-министра страны Беназир Бхутто).

 

Даже после его смерти в авиакатастрофе 17 августа 1988 года, люди были осторожны в своих высказываниях относительно наследия Зия уль-Хака. Сам генерал Мушарраф, являющийся относительно либеральным политиком по сравнению с бывшим диктатором, в одном из интервью несколько лет назад с похвалой отозвавшись о политике генерала Зия уль-Хака, сказал: «Он был патриотом и очень богобоязненным человеком».

 

Однако времена изменились. Сменив у власти Шарифа, Первез Мушарраф разместил на всех видных постах в государстве религиозных фанатиков. Сейчас он меняет свою тактику и бросает своих стойких последователей, отдавая предпочтение новым и более гибким фигурам, которые, по всей видимости, должны больше устраивать США.

 

Негативная реакция на все это не замедлила проявиться. Известно о подготовке и предотвращении, по крайней мере, трех заговоров с целью убийства генерала Мушаррафа. Однако он остается неустрашим. На самом деле тенденции освободить армию от религиозно настроенных офицеров набирают силу, и многие уже уволены из рядов вооруженных сил либо получили повышение по службе в соответствии с этими тенденциями.

 

Нет никакого случайного стечения обстоятельств в том, что «Джамаат-е-Ислами» с неумолимой решимостью добивается того, чтобы Первез Мушарраф ушел с руководящего поста в вооруженных силах. Учитывая тесные исторические взаимоотношения «Джамаат-е-Ислами» со многими в вооруженных силах, такие действия партии можно рассматривать и как сигнал из переживающей в настоящее время глубокий раскол армии.

 

Что же касается последней новости - желания Мушаррафа отправить в северный Ирак (районы с курдским населением) контингент пакистанских войск численностью 10 тысяч человек, то она еще больше ухудшает ситуацию. Против желания президента решительно выступают многие в армии, кто считает, что американцы будут использовать пакистанцев в качестве пушечного мяса. Отправка войск в Ирак (если она состоится) будет последним решением для Мушаррафа, который, заставив армию маршировать под свой собственный барабанный бой, заработал мстительных и влиятельных врагов в форме.

 

Сейед Салим Шахзад, Asi Times Online,
перевод «ЦентрАН»
www.centran.ru