Кто будет следующим?

10 сентября 2003 в 00:07
Кто будет следующим?

- Ты слышал последние новости? Надыра убили.

 

Такими словами встретил меня у проходной ГТРК  Дагестан мой друг Руслан Курбанов. Нет, это, конечно, ошибка, либо непроверенная информация, либо, скорее всего, только ранен, успокаиваю я себя.

 

Ловим такси и мчимся на Титова. Когда на подъездах к дому Надыра замаячили милицейские заслоны, возникло чувство чего-то, что уже нельзя изменить или исправить. Едем обходными путями. У дома Хачилаевых скопление машин и людей. Пробиваемся сквозь толпу. Прямо у ворот дома узнаю расстрелянный джип Надыра.

 

В боковых стеклах и на обшивке джипа мрачно зияют сквозные дыры от автоматной очереди. Пули пробили кардан и масло вылилось под автомобиль и на тротуар, образовав гигантскую черную лужу. На стенах дома следы от рикошета. Следов крови не видно. Возможно, кровь окрасилась в черный цвет масла.

 

Не смотря на большое скопление людей, в воздухе стоит полная тишина, лишь изредка нарушаемая женскими рыданиями, которые доносятся из дома. Появляются репортеры с кинокамерами. Слышно, как корреспондент «Вестей» выдает в эфир некролог: «Сегодня в 19.45 у собственного дома был убит Надыр Хачилаев, бывший депутат Госдумы, самая неординарная политическая фигура Дагестана...»

 

Все это уже реальность. С Надыром я и мой друг Газимагомед виделись только позавчера, закончив работу над проектом «Терроризм оружие не услышанных», далеко за полночь. В памяти стоит его улыбающееся лицо.

 

Одна пуля

 

На огромной скорости, что можно выжать из десятки, пролетая мимо унылых скалистых гор, мы несемся в Куму, родовое село Хачилаевых. Похороны должны начаться в 11 утра. Заезжаем в село по крутой горной тропе. Но Надыра уже похоронили. В 7.30, сразу после восхода солнца. У мусульман так принято. Заходим на кладбище. Читаю молитву, которая сразу приходит на сердце: «О Аллах, прости его, прими смерть его, как смерть мученика, и собери нас в вечном пристанище твоей милости»

 

У небольшого холмика свеженасыпанной могилы  стоит Газимагомед, близкий друг Надыра. Он смотрит вниз, словно видит усопшего сквозь землю.

 

«Я сам омывал его», - рассказывает Газимагомед. «В это трудно поверить: возле дома нашли 30 гильз от автомата, но в Надыра попала только одна. Пробила руку и вошла прямо в сердце   только одна пуля».

 

От близких Надыра Хачилаева узнаю о последних минутах его жизни. Вместе с другом Муртузом он возвращался из офиса на ул. Ленина, где располагается «Союз мусульман России» и «Комитет защиты мира». Подъехав к дому, Надыр заглушил мотор джипа, Муртуз открыл дверь, чтобы выйти. В это время неожиданно, как будто под ухом, оглушительно загрохотало. Пронзительное визжание тормозов, страшный рев мотора несущейся машины и грохотание автоматной очереди слились в едином звуке.

 

Убийцы летели на полной скорости и стреляли на ходу. В какую-то долю секунды, еще не осознав, что грохот это покушение на его жизнь, Надыр недовольно вскричал: «Что это такое?!» В ту же секунду джип прошили разрывные пули. Все произошло за считанные секунды так быстро, что Муртуз успел увидеть только заднюю часть стремительно удаляющейся девятки . Все пули в основном попали в заднюю часть джипа и прошли поверху. Только одна пуля попала в переднюю дверь. Она и стала роковой.

 

Надыр вышел из джипа. Зашатался, закричал и рухнул на колени. Он поднял руки к небу и стал громко произносить формулу исламского вероисповедания: Я СВИДЕТЕЛЬСТВУЮ, ЧТО НЕТ ИНОГО БОЖЕСТВА КРОМЕ ЕДИНОГО АЛЛАХА, И Я СВИДЕТЕЛЬСТВУЮ, ЧТО МУХАММАД - ЕГО РАБ И ПОСЛАННИК. Стоя на коленях, он опустил лоб к земле, и застыл на мгновение в молитвенной позе  суджуд . Муртуз затащил смертельно раненного Надыра в машину и на огромной скорости понесся в больницу. По дороге, не доезжая до больницы, Надыр Хачилаев скончался.

 

Надыра Хачилаева убили в понедельник. В последний год Надыр стал особенно набожным, уделял много времени добровольным постам и молитвам. Рано утром, один, без охраны, он ходил на утреннюю молитву в мечеть на ул.Котрова. Каждый понедельник и четверг, следуя сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), он постоянно соблюдал пост. Надыр приехал домой ближе к вечерней молитве, чтобы разговеться, но не успел..

 

Последние планы Надыра Хачилаева

 

«Надыр Хачилаев выходит из тени». Подобными заголовками пестрели страницы центральных республиканских газет в последний месяц. Действительно, Надыр готовился к серьезной общественно-политической деятельности.

 

В июле в свет вышла первая часть его новой книги «Мой путь к правосудию». Она включала в себя яркие биографические фрагменты, религиозные переживания, отрывки из тюремной жизни в Лефортово. Первая часть являлась прелюдией ко второй, основной части книги, в которой он детально рассказывает о коррупционной политической системе республики, о событиях 21 мая, о роли, которую играли в них крупные политические фигуры Дагестана. «Там будет всё!» - говорил Надыр о второй части «Моего пути к правосудию». Не успел. 

 

Он подготовил так же проект - «Терроризм оружие не услышанных». В рамках проекта для осуществления предлагаемого комплекса социальных, политических, судебно-правовых мероприятий планировалось реанимировать «Союз мусульман России» с созданием отделений во всех республиках Северного Кавказа. Надыр готовился к масштабной общественно-политической работе. Он был убит на взлете, на рывке. Со смертью Надыра умерли и его планы.

 

Кто убил Надыра Хачилаева? Об этом дагестанцы вряд ли узнают. Для удовлетворения обывательского любопытства, скорее всего, будут найдены козлы отпущения. Все крупные политические убийства в республике остаются нераскрытыми. Имя Надыра пополнило этот скорбный список. Кто будет следующим? Кто станет очередной жертвой беспредела, который захлестнул Дагестан?

 

Ясин Расулов, Дагестан.

Для «Кавказ-Центра»