Узбекистан: Рэкет по Каримовски или …

12 сентября 2003 в 02:47
Узбекистан: Рэкет по Каримовски или …

«Хотите прекращения пыток, заплатите денег!»

 

Убив, покалечив тысячи и тысячи судеб, теперь каримовская хунта цинично и нагло требует денег, чтобы прекратить пытки!

 

В прошлом году Узбекистан посетил спецдокладчик ООН по пыткам Тео ван Бовен. Целью визита посланника ООН было инспектирование пенитенциарных учреждений страны. По итогам своего визита Тео ван Бовен пришел к заключению, что пытки в Узбекистане имеют «систематический характер». В марте этого же года им был подготовлен специальный отчет по итогам своей проверки в республике, и в связи с этим правительству Узбекистана были даны рекомендации по прекращению пыток и жестоких обращений в пенитенциарных учреждениях страны. Однако власти Узбекистана, в лице тогдашнего министра иностранных дел Абдулазиза Камилова, заявили, что данные предоставленные в отчете не соответствуют действительности, и тем самым узбекские власти полностью проигнорировали сам факт применения пыток в стране. Тем временем, спустя некоторое время под «сильным давлением» западных стран Узбекистану все-таки пришлось согласиться, хоть и с натяжкой, с некоторыми пунктами отчета, тем самым, если образно выразиться, начал игру по перетягиванию каната. Событие произошедшее в последние дни в Ташкенте является продолжением этой игры...

 

На днях в Ташкенте по инициативе так называемого Национального центра защиты прав человека Узбекистана, (НЦЗПЧУ) учрежденного узбекским правительством, прошло собрание, где для рассмотрения участникам встречи был предоставлен проект по прекращению пыток в Узбекистане, разработанный этим же центром. Как отметил Акмал Саидов, председатель НЦЗПЧУ, данный проект был подготовлен на основе рекомендаций спецдокладчика ООН по пыткам Тео Ван Бовена, проинспектировавшего Узбекистан в прошлом году. Согласно планам проекта он должен полностью вступить в силу до 2005 года(!)

 

Согласно независимым источникам, обсуждение проекта вызвало оживленную дискуссию среди участников встречи. По мнению представителя Хьюман Райтс Вотч в Узбекистане Матильды Богнер, разработка подобного проекта в этом направлении это уже положительное явление. «Но оно вместе с тем, - как она заявила, - не должно оставаться только на словах. Еще неизвестно насколько воплотятся в жизни цели проекта. Нужны реальные действия. Если проект действительно нацелен на прекращение пыток в стране, то все его поддержат, но если он преследует иные цели, то пытки в Узбекистане будут продолжаться и дальше».

 

Отношение к проекту Бобомурода Абдуллаева, руководителя независимой организации «Озод Овоз», было весьма критичным. Он назвал эту инициативу простым насмехательством. Причиной столь критичной оценки журналиста стали слова высказанные председателем центра Акмалом Саидовым, который заявил, что для полной реализации проекта, т.е. до 2005 года, потребуется финансовая помощь Запада! Как отметил Абдуллаев, разработчики проекта и те, кто за ними стоят, вводят в заблуждение мировую общественность, хотят на пытках сделать себе бизнес, типа «хотите, чтобы мы остановили пытки, то давайте нам денег». Он уверен в том, что пытки можно остановить в Узбекистане в одночасье, если «нужный человек» скажет лишь одно единственное слово: «Остановить!».

 

Присутствовавшие на встрече послы западных стран, дипломатические работники и некоторые активисты правозащитных организаций были полностью согласны с мнением Б. Абдуллаева. Все они в один голос заявили, что для прекращения пыток в Узбекистане достаточно одного указания президента Каримова.

 

«Я в принципе согласна с этим мнением. Если президент страны или кто-то из членов правительства выступит с предложением о прекращении пыток в стране и предупредит о привлечении к ответственности нарушителей указа, то это, возможно даст хорошие результаты. Но как я уже сказала, все дело в том, что насколько это будет выполнимо и проконтролировано, ибо пустыми словами трудно придти к какому-либо результату», сказала Матильда Богнер в интервью радио «Озодлик».

 

Существенные недостатки в проекте, в частности, абсолютная неизвестность, как эффективно будет осуществляться данный проект, чрезмерный долгий срок его реализации и плюс ко всему этому необоснованное требование денег вызвало среди большинства участников встречи немалую тревогу.

 

Председателю НЦЗПЧУ, не ожидавшему столь шквальной критики со стороны присутствующих в конце встречи пришлось заявить, что в проект будут внесены некоторые изменения исходя из мнений и предложений участников сегодняшней встречи. Предполагается, что новый вариант проекта с внесенными поправками снова представится на обсуждение в конце сентября нынешнего года.

 

В данной завуалированной инициативе НЦЗПЧУ, находящейся под непосредственным патронажем узбекского правительства, явно просматривается скрытое намерение и дальше продолжать пытки в тюрьмах и следственных изоляторах страны. Кроме того, принятый разработчиками проекта срок 2005 год и требование для этого финансовых средств показывает истинные цели выбранной Каримовым позиции в дни саммита ЕБРР прошедшего 4-5 мая 2003 года в Ташкенте. Как известно, во время собрания ЕБРР Каримов разочаровал надежды организаторов, где по договоренности с руководством банка он должен был публично признать и осудить практику применения пыток в стране, в результате Узбекистану было отказано в предоставлении обещанной финансовой помощи.

 

Хотелось бы еще раз остановится на целях разработчиков проекта, которые, даже не удостоившись заверить о полном прекращении пыток к 2005 году, начали требовать денег. Исходя из 12 летнего опыта каримовского режима, можно с уверенностью сказать, что этот проект не сможет полностью вступить в силу до 2005 года. Данный проект, со своими громогласными заявлениями не что иное, как очередная махинация узбекского правительства, которая преследует несколько целей: отвлечь внимание мировой общественности от данной проблемы, создать видимое впечатление что, правительство старается предпринимать шаги в этом направлении; выбить финансовую помощь, не полученной во время саммита ЕБРР в Ташкенте; обелить имидж Соединенных Штатов перед мировым сообществом, которые вразрез своим демократическим принципам пошли на сговор со своим новым союзником с диктатором Каримовым, жестоко попирающим права и свободы своих граждан.

 

Известно, что в Узбекистане решение любой проблемы так или иначе связано с личностью президента и его неуравновешенным характером, и для прекращения жестоко продолжающихся пыток нужно лишь согласие и желание Каримова. Если взглянуть на новейшую историю Узбекистана, то уместно вспомнить правительственную кампанию, начатой с мая 2002 года. В те дни Кабинетом Министров Узбекистана было принято постановление, согласно которому товар, ввозимый на территорию республики физическими лицами, подлежал обложению девяностопроцентной таможенной пошлиной, а всем предпринимателям, торгующим на рынках, в принудительном порядке требовалось установить кассовые аппараты на своих торговых точках, при этом ни кем не учитывались финансовые возможности людей и не предоставлялось никаких льгот для этого. В те дни правительственное постановление не выносилось на всеобщее обсуждение как сегодня, а лишь требовали от предпринимателей немедленного его исполнения. В сегодняшнем случае, когда без всяких условий и промедлений нужно прекращать пытки, власти назначают долгие сроки и требуют необоснованных денег, и при том неизвестно чем все это закончится.

Сардор Файзи, Ташкент.
«Мусульманский Узбекистан»
www.muslimuzbekistan.com