В Баку может стать очень жарко

17 сентября 2003 в 00:03
В Баку может стать очень жарко

Буквально пару дней назад, выступая на пресс-конференции в Баку, один из лидеров азербайджанской оппозиции Иса Гамбар заявил журналистам буквально следующее, -

 

«Я считаю полезными итоги своего визита в США, и вскоре общественность убедится в этом… Наши власти активно распространяют дезинформацию о слабости азербайджанской оппозиции. Но они посмотрели видеокассету о митинге 7 сентября и увидели доказательство обратного. Я был свидетелем того, как менялось в течение недели мнение моих собеседников о предстоящих президентских выборах в Азербайджане».

 

Затем Иса Гамбар поведал о неких значимых встречах в Вашингтоне, которые были организованы близкими к Бушу людьми. Он не стал конкретизировать темы бесед и называть имена, однако многозначительно подчеркнул, что эти встречи очень важны для Азербайджана и предстоящих выборов.

 

Эти заявления Исы Гамбара можно было бы отнести к предвыборной пиар-акции одного из кандидатов на пост президента страны, если бы не одно но… Буквально через день после пресс-конференции Исы Гамбара и его многозначительных намеков стали происходить странные на первый взгляд вещи.

 

Бакинские газеты «Хуррийет» и «Ени Мусават» сообщили об аресте главы личной охраны президента Азербайджана Гейдара Алиева Бейлара Эйюбова. Он был арестован на днях на территории Турции в результате специальной операции Министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана в Турции. Бейлара Эйюбова, курда по национальности, оппозиционная пресса называет «спонсором Курдской рабочей партии (ПКК)». По сообщениям газет, он был арестован сразу после того, как в Баку сотрудники МНБ схватили несколько активистов ПКК. Бейлар Эйюбов почти 10 лет руководил личной охраной Гейдара Алиева, считался одним из самых преданных Алиеву людей и самых влиятельных личностей в Азербайджане.

 

Очевидно, что арест Эйюбова был бы не возможным без принципиального политического решения на самом верху в Анкаре. Анкара же почти наверняка пошла на этот  шаг лишь после консультаций со своим старшим союзником США, где лечится глава Азербайджана и покровитель арестованного Гейдар Алиев.

 

В этой связи напрашиваются сразу несколько выводов и предположений. Первое – Гейдар Алиев настолько плох, что «зачистка» околоалиевского пространства не может повлечь за собой какого-то серьезного противодействия со стороны главы Азербайджана. А сама зачистка избавляет Ильхама Алиева от слишком амбициозных и влиятельных личностей, которые могут влиять на будущего президента.

 

Второе – Ильхам Алиев настолько слабоволен и нерешителен, что готов сдать всех близких своему отцу людей в обмен на лояльность политического клана, управляющей страной от имени его отца.

 

Третье – в Баку начался крупномасштабный передел сфер влияния между наиболее влиятельными группировками в условиях отсутствия жесткого центра власти.

 

Четвертое – Анкара начала свою собственную игру с целью ослабить курдское влияние в Баку.

 

Пятое – Вашингтон и Анкара не очень довольны Ильхамом Алиевым и сознательно провоцируют ситуацию, что бы выявить наиболее жесткого и решительного лидера, который смог бы установить свой контроль над страной, как это сделал Гейдар Алиев.

 

Каждое из этих предположений имеет право на жизнь. Однако в пользу последнего варианта говорит еще одно не менее значительное событие – начало крупного уголовного скандала (уже названного «азергейт»), в котором замешан клан Алиевых и лично Ильхам Алиев.

 

Нью-йоркский суд предъявил обвинение швейцарскому бизнесмену Хансу Бодмеру в том, что в 1990-х годах тот помогал в передаче незаконных выплат членам правительства Азербайджана.

 

Согласно обвинению, Бодмер помогал иностранным компаниям участвовать в процессе приватизации в Азербайджане посредством незаконных вознаграждений правительственным чиновникам.

 

Имена чиновников не называются. В судебных документах они обозначены лишь как «высокопоставленный чиновник», «высокопоставленный представитель Государственной нефтяной компании Азербайджана» (ГНКАР), а также «двое высокопоставленных чиновников Государственного комитета по приватизации».

 

Однако ни для кого не секрет, что речь идет о сыне и отце Алиевых.

Тельман Мамедоглы,

специально для «Кавказ-Центра»