Есть ли шанс у азербайджанской оппозиции?

6 октября 2003 в 00:50
Есть ли шанс у азербайджанской оппозиции?

Предвыборная ситуация в Азербайджане представляется более менее ясной. Безусловным фаворитом в гонке является Ильхам Алиев, обладающий серьезным административным ресурсом и финансами. За спиной Ильхама Алиева маячит и тень его отца, который, несмотря на критику со стороны оппозиции, пользовался авторитетом в народе, так как именно с его именем связывают тот факт, что Азербайджану удалось избежать гражданской войны.

 

Кроме того, властная элита проявляет в эти дни единство и отмобилизованность своих ресурсов. Сторонники Алиева весьма активны. СМИ страны выражают недвусмысленные симпатии Алиеву-младшему. Международный фон и благосклонность лидеров мировых держав так же благоприятствует укреплению его позиций.

 

В свою очередь оппозиция, при всей своей эмоциональности и напористости, проявляет главную слабость – отсутствие единства. Словесные заявления и клятвы о неком едином фронте оппозиции и обещания действовать вместе, разбиваются об очевидный и весьма непривлекательный факт – оппозиция за 10 дней до выборов так и не смогла преодолеть амбиции и выдвинуть из своей среды единого кандидата.

 

Последние опросы общественного мнения, при всей их ангажированности, показывают, что в случае сохранения текущей ситуации, уже в первом туре главой Азербайджана вполне может стать Ильхам Алиев.

 

Однако, как нам кажется, у оппозиции все же есть шанс. Подобное утверждение не голословно, а исходит из элементарного анализа ситуации. Суть проблемы в том, что Ильхам Алиев это не Гейдар Алиев. Поверхностный взгляд, брошенный на предвыборную ситуацию, не замечает весьма существенного момента, который может, при определенных условиях, стать спасительным для оппозиции и роковым для нынешней власти. Дело в том, что избиратели Гейдара Алиева не являются избирателями его сына.

 

Безусловно, какой-то процент граждан прислушается по привычке к призыву своего президента (которое, кстати, огласили с бумажки, а не сам Алиев сделал это) и проголосует за нынешнего премьер-министра. Однако большинство «гейдаровцев», и это вполне очевидно для любого специалиста, знакомого с основами социологии, за 10 дней до выборов оказались в неопределенной ситуации без четкого решения, что им делать.

 

Нынешние власти Азербайджана допустили серьезную тактическую ошибку, отложив объявление о приемнике Гейдара Алиева на самый конец предвыборной гонки, уверенно заявляя все это время, что именно Ильхам снимет свою кандидатуру в пользу отца, а сам президент вполне дееспособен и вот-вот вернется в Баку. Тем самым они поставили избирателей «гейдаровцев» в весьма трудное положение и дезориентировали их. Фактический обман раскрылся. Рассчитывая на плюсы в этой комбинации, власти, сами того не желая, получили минусы. На подсознательном уровне избиратель воспринял эту манипуляцию, как слабость и неуверенность Ильхама Алиева, который всю свою компанию построил на авторитете отца, опасаясь выступать, как самостоятельная политическая фигура. А слабость и неуверенность массы не прощают.

 

Ситуация была бы другой, если с самого начала группировка Алиева четко и недвусмысленно заявила бы об едином кандидате от партии власти, назвав имя Ильхама. В первые же дни после приступа болезни Гейдара Алиева, а еще лучше до этого, президент страны должен был выступить перед народом и указать на своего приемника. Аргументы относительно того, что этот шаг был бы воспринят в обществе, как династическая передача власти, не состоятельны, так как сегодня происходит то же самое, только с гораздо худших позиций для власти. У Ильхама Алиева было бы время выйти из тени родителя и проявить себя самостоятельной политической фигурой, которая не прикрывается авторитетом отца, а наоборот, решительно и жестко подхватывает знамя с ослабевших рук лидера нации.

 

Сегодня из-за ошибок окружения Алиева в планировании, ситуация иная. Ильхам Алиев – пока еще тень отца. Это слабая позиция для Ильхама, но шанс для оппозиции.

 

У противников власти есть серьезная возможность побороться за голоса «гейдаровцев», которые лишились своего лидера, но еще не готовы принять его приемника и не очень то желают, что бы новый лидер въехал во власть на горбу своего отца и сел на все готовенькое. В отличие от отца сын не проявил себя бойцом за власть и не брал на себя ответственность. А значит, еще не заслужил право отдавать приказы народу. «Гейдаровцы», до последнего надеявшиеся на возвращение президента, во временном замешательстве. И вот здесь появляется шанс для оппозиции.

 

Психологическое состояние «гейдаровцев» можно охарактеризовать следующим примером. В практике НЛП (нейро-лингвистическое программирование) есть такой тест. Двое людей при встрече должны поздороваться. Один из них протягивает руку для рукопожатия, будучи абсолютно уверенным в соответствующей реакции партнера. Однако партнер не поднимает руки и он, протянувший свою, остается во временном замешательстве с повисшей рукой. Как утверждают специалисты НЛП в этот момент растерявшемуся на время человеку можно сделать соответствующие психологические внушения.

 

В случае с «гейдаровцами» эффект временной растерянности из-за неожиданного отказа Гейдара Алиева бороться за власть, накладывается на эффект недоверия к его сыну, как еще не заслужившему право на власть. В этой ситуации решительные действия оппозиции могут серьезно повлиять на ситуацию.

 

Однако для этого оппозиция должна быть персонифицирована единым и узнаваемым лидером и должна выдвинуть один - два убойных тезиса. Судя по последним социологическим опросам, более предпочтительные шансы и у Исы Гамбара. Али Керемли, как известно, снял свою кандидатуру в пользу Этибара Мамедова. Теперь, очевидно, кто-то из оставшихся двоих оппозиционеров должен поступиться своими амбициями или оба лишат себя шанса на возможный успех.

 

Кроме того, оппозиция должна сделать все от нее зависящее, что бы не допустить подтасовок при голосовании. При соответствующем грамотном политическом маневре у оппозиции появится шанс получить голоса «болота» и «гейдаровцев», которые будут принимать решение в кабинке для голосования. Однако простая фальсификация может свети на нет все эти усилия.

 

Социологическое исследование Центра мониторинга «Прозрачные выборы», которое было проведено до заявления Гейдара Алиева о снятие своей кандидатуры в пользу сына, показывает, что рейтинг Гейдара Алиева колеблется около 58 процентов. А объединенный рейтинг оппозиции около 30 процентов (22% у Исы Гамбара). Таким образом (даже при допущении погрешностей в опросе), очевидно, что голоса алиевцев (состоящие из голосов «гейдаровцев» и «ильхамовцев»), могут потерять в количестве из-за неготовности «гейдаровцев» сразу голосовать за Ильхама Алиева. Однако число отказников-«гейдаровцев» будет во многом зависеть от действий оппозиции. В случае правильных действий, оппозиция вполне может рассчитывать на второй тур.

 

Аналитический отдел,

«Кавказ-Центр»