Гонка за Великий Израиль

20 октября 2003 в 20:17
Гонка за Великий Израиль

Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон и его друзья в Вашингтоне в спешке. Они ведут гонку, пытаясь достичь своих целей, пока кто-либо их не остановил. А когда они в спешке, они особенно опасны. В поле зрения маячат Сирия и Иран, далее можно разглядеть Саудовскую Аравию и даже Египет. Политическое и экономическое давление, финансовые санкции, военное вмешательство, смена режима с помощью военной силы – вот избранные ими инструменты, призванные подчинить арабов воле Израиля и его патрона США.

 

Основной целью Шарона является построение Великого Израиля на руинах палестинского национализма. Самым последним его инструментом стала так называемая стена безопасности, которая замыкает палестинцев на части их территории и отрезает им всякие контакты со своими арабскими соседями. Строительство стены должно быть закончено в восьмимесячный срок. Шарон уверен, что ничто не может помешать завершению ее строительства.

 

На этой неделе в Совете безопасности ООН он одержал крупную победу, когда США наложили вето на резолюцию, предложенную Сирией и осуждающую строительство стены. В течение нескольких часов после этого радикальная палестинская группировка осуществила нападение на кортеж американской делегации в секторе Газа. В результате этого нападения трое американцев было убито, а четвертый получил ранения. Шарон, без всякого сомнения, воспользуется этим инцидентом и сплотит американское общественное мнение против осажденного палестинского президента Ясира Арафата.

Шарон может потерять Буша

 

Основным источником беспокойства для Шарона и причиной, объясняющей его спешку, является тот факт, что в результате президентских выборов будущего года Джордж Буш может лишиться своего нынешнего поста, а вместе с ним своих постов лишится и вся банда произраильских неоконсерваторов, диктующая повестку дня администрации с 11 сентября 2001 года. Это – люди, которые выступали за войну с Ираком в качестве первого шага по переустройству геополитики всего ближневосточного региона. Однако, застойная экономика США, неразбериха в Ираке и антиамериканские настроения, превалирующие в арабском и мусульманском мире, делают сейчас Буша довольно уязвимым. Демократ в Белом доме может не оказаться таким терпимым к авантюрным амбициям Израиля и не быть готовым к тому, чтобы поддерживать агрессивную политику неоконсерваторов.

 

У Шарона есть еще одна причина для беспокойства, на этот раз у него дома. Политические последствия нынешних полицейских расследований дел двух его сыновей Омри и Гилада, которые обвиняются в мошенничестве и взяточничестве, могут Шарона самого лишить поста премьера в 2004 году. В добавление ко всем его страхам, израильские левые, демонстрировавшие в последние два года свою политическую вялость и апатию, подают (пока слабые) признаки возрождения.

 

Ведущие политические деятели оппозиции, такие как Йосси Бейлин, Амрам Митцна и Абрам Бёрг, присоединились к палестинским умеренным политикам, возглавляемым Ясиром Абед Раббо, и представили детальный план мирного урегулирования, предлагающий решение ближневосточного вопроса путем создания двух государств. План, называемый «Женевскими соглашениями», явился результатом двухлетних тайных переговоров, спонсируемых швейцарским правительством. Этот план, призванный подкрепить экспериментальные соглашения, достигнутые в январе 2001 года в Табе, должен быть официально объявлен и подписан в следующем месяцев в Женеве.

 

В нем представлено все то, что Шарон и его друзья ненавидят, все то, на что он, пытаясь уничтожить, потратил всю свою жизнь. Он предусматривает отвод израильских войск к границам 1967 года (с некоторыми изменениями) и, тем самым, возможность создания дееспособного палестинского государства; аннексию Израилем некоторых крупных поселений у Зеленой линии, в то время как поселения в глубине палестинской территории будут ликвидированы; утверждение Иерусалима в качестве общей столицы; суверенитет Палестины над Харам аш-Шариф (Храмовой Горой); суверенитет Израиля над Стеной Плача и еврейским кварталом Старого Города; и – основную палестинскую уступку – отмену «права возврата» в отношении городов и деревень, утраченных в 1948 году. Международные силы будут следить за выполнением положений этого плана, в то время как радикальные палестинские группировки будут укрощены и распущены.

Альтернатива войне

 

Эти «Женевские соглашения» могут показаться в нынешних политических условиях безнадежной утопией. У них нет никакого шанса на реализацию, пока у власти находится правительство Шарона или подобное ему. Потенциальная важность этих соглашений, однако, заключается в том, что они предлагают простым израильтянам то, чего им не хватает уже давно – надежду на то, что нынешнему кровавому кошмару может быть положен конец. Другими словами, перемены в Вашингтоне и возвращение израильтян в центр политического спектра, которому будет способствовать заслуживающий доверия мирный план, могут представлять серьезную угрозу амбициям Шарона.

 

Он отреагировал на «Женевские соглашения» с плохо скрываемой яростью. Фыркая от недовольства, он заявил, что «левые предлагают шаги, которые Израиль не может сделать и никогда их не сделает».

 

Шарон всегда хотел 100 процентов территории Палестины. Эти амбиции привели к высылке большей части (если не всего) палестинского населения с Западного берега реки Иордан в Иорданию, то есть туда, где, по его замыслу, могло бы быть образовано Палестинское государство. Поскольку перед подобным проектом стоят огромные препятствия, Шарон избрал более умеренный план: захват 90 процентов исторической территории Палестины и заточение палестинцев на десяти процентах земли за пресловутой стеной. Нет никаких сомнений в том, что он считает, что как только стена будет закончена, этот факт (закрепляющий границы государства Израиль) будет принят как должное международным сообществом и самими палестинцами.

Отсюда вытекает и его (а также его американских сторонников) нацеленность на продвижение вперед со всей возможной скоростью, пока этому благоприятствует обстановка в регионе и мире.

 

Основным активом Шарона является непосредственно сам президент Буш. Отказавшись от участия в разрешении арабо-израильского конфликта, администрация Буша, похоже, решила предоставить Израилю возможность решать палестинскую проблему самому. Это особенно хорошо заметно сейчас, когда Вашингтон накладывает вето на резолюции СБ ООН, осуждающие строительство стены и недавние удары Израиля по территории Сирии, когда он хранит молчание по поводу продолжающегося расширения поселений и когда он не в состоянии отреагировать на массовое уничтожение Израилем на этой неделе палестинской собственности в Рафахе (на границе сектора Газа с Египтом), в результате которого1500 палестинцев превратились в бездомных. Учитывая тот факт, с какой нервозностью он готовится к своей предвыборной кампании, а также снижение рейтингов, о чем свидетельствуют результаты опросов общественного мнения, можно утверждать, что поражение Буша (перед поражением Шарона) нужно рассматривать как одну из самых черных страниц современной американской истории. Оно способствовало появлению недоверия к США в Европе и, что более ужасно, жгучей ненависти к этой стране со стороны мусульманских общин всего мира.

 

Однако у Шарона есть и причины чувствовать себя удовлетворенным: пока Израиль не сталкивается лицом к лицу со стратегической угрозой, его враги трепещут. Разбитый вдребезги Ирака находится под оккупацией американских войск; сталкивающийся с международным давлением из-за своей ядерной программы Иран ослаблен внутренними конфликтами между консерваторами и реформаторами; безразличный и согласный со всем регион Персидского залива находится под военным зонтиком Америки; нейтрализованный своим мирным договором с Израилем и американскими ежегодными субсидиями, Египет вряд ли осмелится открыть рот в защиту палестинцев; Сирия сталкивается со все более жестким и угрожающим давлением отовсюду – со стороны Вашингтона, готовящегося принять закон об экономическом и дипломатическом бойкоте Сирии, и со стороны Израиля, на прошлой неделе уже нанесшего авиаудары по территории Сирии и готовящегося повторить это снова.

 

Шарон все еще думает, что может добиться повиновения палестинцев с помощью дубинки. Нападение на палестинский лагерь в окрестностях Дамаска и неоднократные набеги израильских войск на Рафах призваны предостеречь Сирию и Египет о том, что они должны прекратить всякую поддержку палестинцев. В противном же случае их ожидают серьезные последствия. Однако Шарон до сих пор так и не нашел ответа на вопрос о том, что же делать с террористами-смертниками, которые своими актами тяжело травмировали израильскую общественность, разрушили экономику, уничтожили туристический бизнес и перекрыли поток иностранных инвестиций. Они являются огромной помехой для Шарона, однако он, похоже, думает, что цена стоит того, чтобы быть оплаченной. Его приоритетом является земля, а не безопасность. Он считает, что безопасность будет достигнута после того, как стена будет построена, а палестинцы капитулируют.

«Al-Hayat», ИноСМИ
www.inosmi.ru