В России начались сталинские времена

25 октября 2003 в 13:13
По данным источников «Газеты.Ru» Михаил Ходорковский находится в Москве. Ходорковский в настоящее время доставлен в следственный комитет Генеральной прокуратуры в Техническом переулке, где его пытаются допросить без присутствия адвокатов.

Позднее представитель Генпрокуратуры заявил, что до приезда адвоката допрашивать Ходорковского не будут. Адвокат Антон Дрель сообщил «Интерфаксу», что Михаил Ходорковский сам позвонил ему и попросил приехать в прокуратуру.

По мнению правозащитников, «в России началась открытая фаза репрессий». Как сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь общероссийского движения «За права человека» Евгений Ихлов, 27-28 октября 2003 года в Москве состоится Всероссийская правозащитная конференция, организованная в том числе Институтом прав человека, Московской хельсинской группой, Фондом защиты гласности и другими организациями.

«Мы пригласили на конференция и Михаила Борисовича Ходорковского, – заявил Ихлов, – В воскресенье мы готовим набор резолюций, и одна из них – о том, что власть приступила к фазе репрессивного подавления гражданского общества. До сегодняшнего дня примерами этого были Пичугин, Трепашкин и другие. К сожалению, утром появился еще один аргумент в эту резолюцию.

Видимо власть получила какие-то представления, что Запад разрешит действовать с неким большим люфтом, чем ранее, и ее репрессивная составляющая стала проявляться более откровенно. Кроме того, я могу напомнить, что когда арестовали Гусинского, то весь политический истеблишмент очень жестко выступил, заявляя, что если власть перейдет некую грань, она заявит об установлении авторитаризма – и тогда власть удалось сломать.

Затем кто-то сдал позиции, кто-то предпочел уехать. К сожалению, российские предприниматели повели себя совершенно раболепно. И неизбежным стало возрастание наглости власти. Только молодость нашей элиты не позволила ей предсказать все эти фазы трансформации. Если мир позволяет, российское гражданское общество позволяет – почему власти нельзя делать, что угодно?».


Глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский был задержан в субботу утром в Новосибирске. Он должен был вылететь в Иркутск (откуда Ходорковский намеревался отправиться в Ангарск). Самолет был отогнан на дальнюю стоянку, где был блокирован с одной стороны стоявшим в аэропорту Ту-204, с других - подъехавшими грузовиками с включенными фарами. К самолету был подан трап, по которому спустился экипаж.

Пилоты ушли в здание аэропорта решать технические вопросы.
На борт поднялись три человека, представившиеся работниками службы безопасности аэропорта и попросили разрешения осмотреть салон. Им было отказано, и они осмотрели лишь кабину. В этот момент к самолету подъехали два автобуса ПАЗ с тонированными стеклами; один из них встал у трапа, второй - у хвоста самолета.

Вооруженные люди в камуфляже поднялись на борт, выбили дверь в первый салон, где находился Ходорковский, и ворвались туда с криками: «ФСБ, руки вверх, сидеть, не двигаться, проверка документов!». Помимо Ходорковского в салоне находились еще четыре человека - двое помощников и двое охранников. Охранники имели оружие, но оно, согласно правилам авиационных перевозок, было сдано и находилось в кабине пилотов.

Вооруженные люди тем не менее крикнули: «Оружие на пол, будем стрелять!». В этот момент появились несколько десятков человек с автоматами и пистолетами, в бронежилетах и касках. Часть осталась снаружи, окружив самолет. Один из силовиков сказал Ходорковскому: «У нас предписание, пройдемте с нами». Ходорковский ответил: «Хорошо, пошли».

Они покинули самолет и направились в здание аэропорта. Самолет оставался блокированным в течение часа. Всех, кто остался на борту, включая стюардесс, заставили сесть в кресла и не двигаться, при малейших движениях говоря: «Будем стрелять!». Примерно в 6:00 мск снаружи раздался крик: «Генерал дал отбой!», - и все силовики покинули самолет.