Предвыборной ситуации в Грузии - путаница

30 октября 2003 в 00:46
Предвыборной ситуации в Грузии - путаница

За несколько дней до предстоящих выборов в парламент Грузии (2 ноября) с большой долей вероятности можно предположить, что борьба будет выиграна пропрезидентским блоком «Бурджанадзе и демократы» и оппозиционной «Единое национальное движение» (лидер – председатель тбилисского самоуправления, бывший министр юстиции Грузии Михаил Саакашвили) Эти две политические силы и представляют сегодня в Грузии позицию и оппозицию.

 

Еще на старте предвыборной гонки, оппозиция смогла перехватить инициативу и повести игру на своих условиях. В первых числах сентября перед зданием парламента был инициирован митинг. Руководившие этим действом Зураб Жвания и Михаи Саакашвили, выступающие в качестве оппозиции, заявили о необходимости переизбрать состав Центризбиркома. В результате им удалось не только втиснуть своих сторонников в состав ЦИКа, но со временем и глава этого органа оказалась человеком не совсем посторонним для оппозиции.

 

Политически искусно проведенная рокировка в рамках существующего законодательства, вызывает, однако, некоторые вопросы - На сколько опасно усилении оппозиции для Грузии при слабой центральной власти?

 

Пока не совсем ясна и позиция Запада в этом вопросе. Отчасти, наблюдатели связывают это и с тем, что у Запада нет ясной позиции в Кавказском вопросе.

 

Кто-то еще по инерции продолжает рассуждать, гадать - на кого ставит Америка, а в ком видит друга Россия. С этих позиций и подходят сегодня к предстоящим выборам в Грузии. Однако, как нам кажется, эти моменты не являются сегодня решающими для избирателей, хотя сама Грузия находится под пристальной опекой, как Вашингтона, так и Москвы.

 

Основные акценты уже расставлены. Профессионально разыгрываемые лидерами политических группировок противоречия, взаимная нетерпимость, сопровождаемая иногда кулачными боями, развлекают народ и одновременно вводят его в заблуждение.

 

Шеварднадзе поначалу очень нервно воспринял предложенную Западом систему по избиркому. Но это было всего лишь опасением того, что в составе и во главе ЦИК могут оказаться люди посторонние. Он успокоился лишь тогда, когда высветились примерные кандидатуры.

 

Сегодня очевидно - парламентские выборы в Грузии не изменят ничего и в ее стратегическом курсе. По крайней мере, в ближайшем будущем. Не будет четкой политической ориентации, все будет размыто, как и сейчас, между США и Россией. Шеварднадзе будет на стороне сильного. Реальной самостоятельности нет, и вряд ли будет. Может это и оправданно, если учесть, что в течение ближайших полутора лет совпадают по времени президентские выборы в США, России и Грузии, и резкие движения на этом этапе вряд ли целесообразны.

 

Многие в Грузии считают, что из-за событий на азиатском направлении США значительно уступили России в вопросе Грузии и Шеварднадзе вынужден заигрывать с Россией. К грузинам понемногу приходит осознание того, что Запад ненадежный партнер.

 

Остается надеется, что Шеварднадзе будет благоразумен в своих уступках России. Во многом именно от него зависит сегодня ситуация в Грузии.

 

Примерно к такому же выводу приходит Иа Антадзе, корреспондента радио «Свобода», высказавшийся на страницах газеты «Эхо»:

 

«Пока что в телерекламах политики произносят ничего не значачащие фразы: «И мы можем то и это…», « мы умеем то и это…», «На нас возлагается то и это…». Но если партии и их лидеры будут предлагать пути – от одной темной точки до другой, итоги будут однозначными: выиграет тот, кто предложит избирателю оставаться на месте, так как у этого положения есть веский аргумент - можно сломать себе шею. Так что Эдуард Шеварднадзе, лидер консерваторов, тормозящий перестройку и гарантирующий стабильность, возможно, сохранит за собой большие перспективы для проведения собственных интересов, чем может себе представить даже наиболее пессимистично настроенный избиратель. Именно это представляет наибольшую опасность для общества и главный вызов для политиков».

 

Введем читателя в курс дела и представим политическую картину Грузии на финише. Борьбу за места в парламент ведут девять избирательных блоков и семь партии, названии которых говорят сами за себя.

 

Блок «За новую Грузию» (Эдуард Шеварднадзе, Автандил Джорбенадзе) «Неправительственный блок «Родина» (Теймураз Жоржолиани)

Блок «Саакашвили - национальное движение» (Михаил Саакашвили)

«Новые правые» (Давид Гамкрелидзе)

Блок «Промышленность спасет Грузию» (Георгий Топадзе, Зураб Ткемаладзе) Блок «Джумбер Патиашвили – политическое объединение «Эртоба» (Джумбер Патиашвили)

Блок «Бурджанадзе – Демократы» (Нино Бурджанадзе, Зураб Жвания, Георгий Габашвили)

Блок «Мирный Кавказ» (Мамука Арешидзе)

Блок «Национальное согласие – победа Иберии»

Партия «Единая Грузия» (Автандил Маргиани)

Партия защиты конституционных прав (Александр Хитаришвили)

Партия промышленников (Заза Хведелидзе)

Лига интеллектуалов Грузии (Ираклий Ломтадзе)

Народная партия (Мамука Гиоргадзе)

Союз демократического возрождения (Аслан Абашидзе)

«Мать – родина» (Теймураз Гугешашвили)

Национальный фронт Грузии (Петр Гавашели)

Народный альянс всей Грузии (Бессарион Бердзенишвили)

Общество Мераба Костава (Важа Адамия)

Союз восстановления справедливости и национального согласия (Гурам Абсандзе) Лейбористская партия Грузии (Шалва Нателашвили)

Партия народного капитализма Грузии (Гамлет Гегия)

Национально - государственное объединение Грузии «Победитель»

Единая коммунистическая партия Грузии (Пантелеймон Георгадзе)

Монархистское политическое движение «Царский венец» (Ия Багратион – Мухранели)

Адвокаты Грузии ( Картлос Гарибашвили)

 

Среди других не прошли регистрацию партии «Народный фронт Грузии» (Нодар Натадзе), партия национальной идеологии Грузии (Зураб Гагнидзе), всего восемь.

 

Сам процесс подготовки к выборам протекает без эксцессов, с учетом интересов оппозиции, если не считать списков избирателей. Опасения по нему высказывали несколько делегаций из США, ОБСЕ. Речь идет о едином списке избирателей. Кто-то посчитал, что он искусственно раздутый, преувеличенный. Решить эту проблему так и не удалось и, в принципе, этот может стать яблоком раздора после выборов.

 

Не обходится и без скандалов. Масла в огонь нередко подливает и сам президент. Ставка на патриотизм престижна. Часто раздаются взаимные обвинения в связях со спецслужбами России или США. Дух Гелаева уже повис над Сванетией и Панкисским ущельем. Власти прошлись по мечетям Панкиси, улицам Батуми, горами Сванетии и застряли на подступах Джавахети. Тут проблему решили собранием общественности. И все знают, почему.

 

В первых рядах чистки идет ясновидящая, «парламентская чесотка», как ее называют в Грузии, Саришвили, за ней силовики с дубинами. Демонстрация кулака, и попытка вызывать провокацию не прошли, никто не поддался. Расшатать ситуацию до выборов не удалось.

 

Что после выборов? Пример Баку совсем свеж. Недовольных, почти наверняка, ждут дубинки. Избиратель вконец запутан. Его замордованному активностью кандидатов сознанию уже все равно. Лишь бы его оставили в покое.

 

Патриоты, как и сейчас, могут провести оставшиеся дни в палатках и в голодовке. Им не светит ничего, как не светит и «абхазам». Этот пункт тоже уже давно выпал из выступления кандидатов. Время упущено…

 

Единственный лидер, который еще вызывает искренний, а не телевизионно-зомбированный, интерес у бедноты, это Шалва Нателашвили, лидер лейбористов. Его имя все чаще произносит избиратель, у которого непогашенные долги по свету и газу за последние десять лет. Однако справится ли батоно Шалва с Чубайсом, большой вопрос.

 

Общая оценка предвыборной ситуации в Грузии -  путаница. Президент Шеварднадзе, то заявляет, что вступление в НАТО не совсем награда и Грузия пока к этому не готова, то неожиданно выдает противоположную мысль о том, что Грузия может вступить в эту организацию за фантастически короткий срок.

 

Бурджанадзе обвиняют, то в симпатиях Западу, то в сотрудничестве с российскими спецслужбами.

 

Кажется, и Запад запутался, и не знает, что в голове у грузинского президента. Результаты предстоящих выборов в Грузии легко предсказуемы и просчитываемы. Жизнь будет продолжаться своим чередом. Вялотекущий процесс может активизироваться ближе к концу 2004 года, когда в Грузию для охраны нефтепровода прибудут натовские войска. Об этом уже заявлено.

 

Шеварднадзе знает, что народу с ним нелегко, но он сумел убедить народ в том, что без него может быть еще хуже. Поэтому народ своего правителя одновременно ненавидит, любит, ругает, рассказывает анекдоты, но, в конце концов, с ним соглашается.

 

Дата Туташхиа, Тбилиси.

Специально для «Кавказ-Центра»