Кавказские акценты США

8 декабря 2003 в 02:37
Кавказские акценты США

Большая активность американских политиков наблюдалась к концу прошедшей недели на Кавказе. Министр обороны США Дональд Рамсфельд с официальным визитом посетил Азербайджан и Грузию. Визиты главы Пентагона связывают с выполнением поручения Джорджа Буша, заняться глобальной перегруппировкой вооруженных  сил США. Речь идет о переброске из Европы на Кавказ американского воинского контингента. По разным данным это могут быть от 20 до 70 тысяч военнослужащих. В качестве главной причины перемещений войск называют обеспечение безопасности источников энергоресурсов в регионе, охрана нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Кроме того, указывают и на усиление противостояния новым угрозам, исходящим от «государств-изгоев, глобального терроризма и оружия массового поражения».

 

Сегодня с определенной долей уверенности можно говорить, что дело на этом этапе пойдет дальше, чем декларации о намерениях. Уже определены места для расположения американской военной группировки на территории Азербайджана. В основном это территории, на которых в прошлом располагались советские войска, а также переоборудованные аэродромы. Министр обороны США, находясь в Баку, заявил, что предпочтение будет отдаваться созданию мобильных воинских подразделений.

 

Глава Пентагона вновь подчеркнул, что США намерены продолжить сотрудничество с Азербайджаном и оказывать ему всяческую поддержку по укреплению морских границ в Каспийском море.

 

В связи с этим, нельзя не обратить внимания на возможные сценарии развития противостояния между Ираном и США. В последнее  время в качестве возможного союзника Ирана, помимо России и Армении, рассматривается Туркменистан. Несмотря на свой нейтральный статус страны, власти этого государства значительно увеличивают военную мощь. На вооружении Туркменских вооруженных сил, насчитывающих 300 тысяч человек, появились новые средства ПВО украинского производства, позволяющие контролировать воздушное пространство Азербайджана и его морское побережье. Из Ирана на вооружение ВМС Туркмении поступили несколько военных катеров и судов, значительно укрепивших позиции страны на Каспии.

 

Обращает на себя внимание и отсутствие реакции на происходящие изменения в регионе со стороны России. Об уменьшении влияния России на Кавказе можно судить по болезненной реакции российских политиков на информацию о появлении в Грузии два года назад американских военных советников. Сегодня, накануне более значительных изменений в регионе, кроме прохладного освещения прессой, возмущений российских политиков не слышно. Не исключено, что отсутствие реакции со стороны России связано с принципиальной позицией, высказанной Рамсфельдом в Европе, где он призвал Россию соблюдать договоренности по выводу своих войск из Грузии и прекратить вмешательство в её внутренние дела.

 

Некоторые наблюдатели говорят, что Россия, воздерживаясь от открытого выражения недовольства, будет принимать меры по противодействию новой силе на Кавказе. В Грузии у нее сохраняется влияние на некоторые силовые структуры и спецслужбы, представители которых до сих пор не теряют связи с московскими коллегами. С приходом к власти в России представителей спецслужб, их связи с кавказскими коллегами еще более окрепли.

 

Если в Грузии к власти пришли силы заинтересованные в искоренении влияния России, (что наверняка приведет к тотальной зачистки силовых структур), то в Азербайджане, несмотря на видимую стабильность, ситуация сложнее.

 

Симптоматично в этой связи, что одновременно с приездом в Баку министра обороны США, в Азербайджан прибыл эмиссар Курдской Рабочей Партии– Самиль-оглы Хаджар. Вопросы возникают в связи с тем, что Курдская Рабочая Партия (РКК) признана отдельными государствами террористической организацией и, в первую очередь Турцией - главной союзницей Америки в регионе.

 

По сообщениям Азербайджанских источников, координатор Курдской Рабочей Партии по СНГ прибыл из Москвы в Баку под гарантии властей для ведения неких переговоров. Хотя курдский вопрос по-своему универсален и напрямую касается помимо Турции - Ирана, Ирака и Сирии, трудно предположить, что враг Анкары, обитающий в Москве, может быть союзником Запада, хотя США и используют курдов в Северном Ираке. Вопросов пока больше, чем ответов.

Салман Даудов,

для «Кавказ-Центра»