Над Шеварднадзе сгущаются тучи

19 декабря 2003 в 00:47
Над Шеварднадзе сгущаются тучи

Смешанная группа мониторинга, отслеживающая ситуацию по принятию к рассмотрению иска правозащитных организации против Шеварднадзе, провела в четверг пикет у здания Генеральной прокуратуры Грузии. (Экскл. фото «Кавказ-Центра»). Еще двенадцатого декабря ряд правозащитных организации во главе с Всегрузинской ассоциацией защиты прав человека подали заявление о привлечении к судебной ответственности за геноцид, убийство, преступления против человечности бывшего президента страны. В соответствии с грузинским законодательством, решение по запросу должно быть принято не позднее одного месяца.

 

В обращении, адресованном генеральному прокурору Нугзару Габричидзе, отмечено удовлетворение в связи с падением режима Шеварднадзе. По мнению авторов, «этот режим мешал историческому развитию и был по сути антинародным и преступным». Утверждается, что «Шеварднадзе пришел к власти незаконно, при поддержке России, и это, в конечном итоге, привело к катастрофе грузинского государственного строя». Экс-президент Грузии также обвиняется в том, что был и организатором в 1989 году апрельских событий, приведших к кровопролитию среди мирных граждан.

 

«Военная хунта подавила национально-освободительное движение, и Шеварднадзе сам участвовал в деяниях бандитско-террористической российской империи на земле Грузии. Организовал, в том числе, и физическое устранение законного президента страны Звиада Гамсахурдиа», говорится в обращении группы мониторинга.

 

Далее в документе утверждается, что Шеварднадзе «привел к коллапсу всю страну. Власть отдал криминальным структурам. Организовал конфликт в Абхазии и потерю территории, отдав их российским оккупационным силам. В результате более полтора миллиона человек выехали за границу, спасаясь от преследований и нищенства. А 350 тысяч человек остались без крова и средств к существованию». Имеются ввиду беженцы из Абхазии и Южной Осетии.

 

Противники Шеварднадзе заявляют, что после прихода к власти режима Шеварднадзе совестно с группировками Джабы Иоселиани, Тенгиза Китовани, Зураба Жвания и других, в стране наступил хаос.

 

«Мы требуем, чтобы перед Богом и нацией Шеварднадзе осудили за преступные деяния. И лишили собственности, нажитой незаконным путем», - говорится в заявлении, подписанном Президентом Всегрузинской ассоциации правозащитных организации Георгием Кервалишвили, Генеральным Секретарем организации «Международная амнистия» Давидом Бедзенишвили и другими.

 

Участники пикета сравнивали Шеварднадзе с Саддамом Хусейном. Там же было объявлено, что члены группы мониторинга намерены начать сбор подписей по всей стране с требование осудить Шеварднадзе, если их просьба о расследовании деятельности экс-президента не будет удовлетворена. «Место Шеварднадзе в тюрьме», - скандировали собравшиеся.

 

Обвиняли экс-президента и в расстреле священнослужителя, отца Чихладзе. Присутствовавшая тут же жена священнослужителя Гулико Эристави заявила в интервью «Кавказ-Центру» о том, что ее муж выступал за веру, национальную идеологию, поддерживал грузинских патриотов, пожелавших выехать за границу. Однако ее муж был арестован и приговорен к смертной казни. Чихладзе подавал прошение на имя Шеварднадзе о помиловании, но «ему было отказано в праве на жизнь».

 

Выступивший перед собравшимися отец Сулахвелидзе заявил, что расстрел священника - это грех, за который Шеварднадзе будет всегда отвечать перед Богом. «Так не поступали во времена нашествий даже турки и иранцы. Не смели расстреливать священников. Несмотря на просьбу многих, Шеварднадзе подвел его под смертную казнь. Это позор для всего общества. Чтобы спасти человеческие души, народ спасти, чтобы и оправдаться народу перед богом, этот человек должен быть наказан», - эмоционально заявил участникам пикета и журналистам Сулахвелидзе.

 

Судя по активности и решимости грузинских правозащитников, предпринимаемая попытка привлечь Шеварднадзе к ответственности не такая уж и не реальная задача. Сегодня в грузинском общество очень много обстоятельств играет против бывшего президента. И над Крцанисской горой, где живет Шеварднадзе, все тревожнее сгущаются облака. То, что в пятницу произошло перед Генеральной прокуратурой, стало лишь первым громом над головой Шеварднадзе.

 

Отрицательное отношение в грузинском обществе к временам правления Шеварднадзе и лично к нему слишком очевидны, чтобы их не замечать.

 

Некоторые вопросы правления Шеварднадзе вполне могут стать и предметом международного обсуждения. Напомним читателям «Кавказ-Центра» выдержку из интервью Тамаза Надарейшвили, председателя «Верховного Совета Автономной республики Абхазия» (23 августа сего года).

 

«Мы прекрасно знаем, что в Абхазии произошел геноцид, этническая чистка. Мы имеем массу материалов и следствие завершено. Я требую, чтобы Совет Безопасности ООН принял решение и признал, что в Абхазии был геноцид и этническая чистка. Если это признают, то спросят, кто это сделал. Автоматически вопрос должен быть передан в Гаагский трибунал. Имея материалы, он определить, сколько человек там виновных, кто организатор. В основном эти материалы мы уже передали… По Гаагскому трибуналу у нас все нормально идет. Сегодня уже ратифицировано это дело, структуры работают в этом плане. Я думаю, в течение месяца мы сможем уже возбудить уголовное дело. Наши заявления уже приняты там».

 

По ранее определенной дате Совет Безопасности ООН должен вернуться к «абхазской проблеме» и еще раз обсудить вопрос о применении 7 статьи Устава ООН – «принуждение противостоящей стороны к миру». В Тбилиси все чаще говорят о необходимости участия международных миротворческих сил в регионе конфликта и необходимости вывода российских войск из Абхазии. В соответствие с грузино-российскими соглашениями для этого достаточно желание одной из сторон.

 

Обвинения в адрес Шеварднадзе все чаще звучат и со страниц прессы. Бывшему президенту ставят в вину то, что он создал свой собственный клан из родственников и друзей, который подмял под себя всю экономику страны. А 3,5 млрд. долларов западных инвестиций просто исчезли без пользы для государства. 

 

В общем Шеварднадзе ожидают непростые времена. Атака на него более, чем удачно вписывается в изменившуюся ситуацию, и отвечает интересам, как его бывших и нынешних противников, так и бывших друзей.

 

Запад, к примеру, крайне заинтересован в разоблачении кровавого наследия имперской России на Кавказе. Фигура Шеварднадзе рассматривается в этой стратегии, как тяжелый пережиток прошлого, на фоне того факта, что у Запада нет колониального груза вины перед кавказцами, как у России.

Дата Туташхиа, Тбилиси,

специально для «Кавказ-Центра»