Путину нечего было сказать о Чечне

Хотя процесс над главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским, сидящим в СИЗО с октября 2003 года, начнется в Москве уже через несколько дней, Путин в обращении к нации царственно проигнорировал эту тему, сделав вид, что он не имеет к тяжбе никакого отношения, пишет Liberation. Перед чиновниками в Кремле российский президент выступил с речью, выдержанной, как ни странно, в "советском" стиле.

Он призвал русскую нацию удвоить усилия для подъема России, но не сказал ни слова о таких актуальных вопросах, как ЮКОС, Чечня и даже Ирак. Россия должна развиваться "быстрее, чем остальной мир", сказал Владимир Путин, пояснив, что он рассчитывает на "ускорение темпов роста", которое по мнению Путина позволит вывести страну из бедности. Хотя многие аналитики ожидали от президента новой атаки на олигархов, контролирующих экономику страны наряду с государством, Путин не упомянул о них ни в одной фразе.

"В этом уже нет необходимости, - иронизирует Борис Надеждин, один из руководителей либеральной партии СПС. - Они уже все напуганы, уехали за границу или готовы на все, только бы власть была довольна". Путин говорил о сильной России, однако подчеркивал, что эта сила будет базироваться не на жертвенности граждан, а на их благополучии.

Такого рода сила была бы чем-то новым в российской истории - и в ней не видно ничего угрожающего, пишет газета. По мнению издания, в выступлении Путина речь шла о положении в стране, которой пока еще не существует. Это в стране, экономическая мощь которой к 2010 должна удвоиться, в которой большинство населения достигло благосостояния, а счастье каждого имеет значение, страна с ухоженными улицами и работающим здравоохранением, страна с настоящим гражданским обществом и стабильной демократией.

Правда, эти картины лучшего будущего сделать правдоподобными может только политика, проводимая сейчас, но тут дела пугающе расходятся со словами. Стремление Путина захватить СМИ - это валиум для открытого общества, его стремление к еще большей власти - яд для демократии, а его война в Чечне - расстрел для прав человека, пишет издание.