Мечеть открылась… и закрылась

Мечеть открылась… и закрылась

21 мая в Нальчике открылся памятник адыгам - жертвам Кавказской войны Публика начала собираться примерно за час до начала церемонии. Из районов приехали целые семьи. В толпе мелькали Заур Тутов, Хачим Кармоков, Хусейн Чеченов...

    

Траурные костюмы соседствовали с праздничными нарядами. Вице-премьер Хаути Сохроков был в шляпе, а депутат Госдумы Заурби Нахушев и председатель парламента Ильяс Бечелов - без.

    

Церемонию открыл Хазратали Бердов, отметивший, что "скульптор Арсен Гучапшев и архитектор Заур Матуев разработали исторически и эстетически выверенную композицию, прошедшую большой конкурс". Руководитель Духовного управления мусульман КБР Анас Пшихачев прочел молитву, и с Древа жизни сдернули белую материю.

    

Увиденное не вызвало бурной реакции. В полной тишине рассматривали бронзовое древо с голубовато-зеленоватыми подтеками. Кто-то вслух предположил, что это результат окисления металла во время недавнего дождя. "Может, подтеки символизируют слезы?" - не согласились с ним.

    

На митинге депутат парламента, атаман Прохладненской казачьей общины Михаил Гончаренко призвал не забывать и о погибших солдатах царской армии, которых насильно заставили воевать: "Мы должны учесть уроки истории и помнить, что будущее в дружбе между народами".

    

Тхамада республиканской общественной организации "Адыгэ хасэ" Мухамед Хафицэ подчеркнул, что памятник значителен уже тем, что он первый в республике, построенный в честь жертв Кавказской войны: "Есть хорошее начало, и теперь здесь, в сквере, надо построить мемориальный комплекс. И в таком месте не должно быть танцзала".

 

В этот же день открывали нальчикскую соборную мечеть. Людей было значительно больше, чем у памятника.

    

Судя по одежде и по маленьким Коранам под мышкой, большинство пришло совершить намаз. Однако внутрь милиция пропускала только по пригласительным билетам. Хотя накануне по местному телевидению сообщили, что в день открытия в мечети смогут помолиться все желающие. Приехавшие из сел волновались: "Что делать? Нельзя пропускать пятничную молитву".

    

У входа в здание началось торжественное чтение речей и молитв. Поскольку мечеть на возвышенности, а большинство собравшихся стояли за оградой, о происходящем в глубине двора только догадывались.

    

Помощник председателя ДУМ КБР Алим Сижажев объяснил, что здание Республиканского духовного центра мусульман (так официально называется мечеть) передано на баланс Духовного управления, но молиться там пока нет возможности, так как “предстоят работы по росписи стен, купола, а для этого придется убрать ковры, а без них делать пятничный намаз нельзя”.

 

Газета Юга