Параллели войн в Чечне и Афганистане

27 декабря 2004 в 21:40
Причиной интервенции якобы стала угроза распространения влияния США на только что переживший коммунистический путч Афганистан. После поражения в Иране, где аятолла Хомейни провозгласил религиозное государство, извечный противник СССР нуждался в новой опоре в этом регионе. Брежнев же хотел сделать из Афганистана государство-буфер и, что бы еще более упрочить влияние Советского Союза, отдал приказ о вводе войск в Афганистан, пишет немецкая Sueddeutsche Zeitung.

Все было спланировано заранее и сначала шло идеально. Утром 27 декабря 1979 года, ровно 25 лет назад, советские войска неожиданно заняли позиции у важных объектов афганской столицы Кабул. Телеграф, радио и, наконец, дворец правительства были взяты штурмом. Властитель Хафизулла Амин был свергнут и убит, а на трон Москва посадила Бабрака Кармаля. Соседа направили на нужный курс. Но затем все пошло наперекосяк.

Афганцы с неожиданным упорством стали сопротивляться иностранным интервентам. Различные народности, от пуштунов и таджиков до узбеков и хазарейцев, нашли общую платформу в сопротивлении, которое вдохновлял прежде всего ислам. И им оказывали помощь со всех частей света: из США и Европы, из Пакистана и из Китая. Как и предполагал Брежнев, Вашингтон использовал шанс чужими руками ослабить своего противника.

Если в рождественские дни 1979 года в Кабул на краткосрочную, как рассчитывали, операцию, были направлены лишь 6500 десантников, то в конце концов в Афганистане оказались размещены многим более 100 тысяч советских солдат. Когда в 1986 году правительство Рейгана начало поставлять моджахедам современные ракеты "Стингер", упорная войны была решена в пользу бойцов племен.

Советский Союз пережил свой Вьетнам, а Михаил Горбачев назвал оккупацию "кровоточащей раной". 15 февраля 1989 года последний советский солдат ушел с афганской земли. Итог был горьким: более миллиона афганцев погибли, а 5,5 миллиона были изгнаны со своей родины. Официально потери СССР составили 15 тысяч человек. Но на самом деле цифры, наверное, были гораздо больше.