Путин вляпался с Освенцимом

Польша, Россия и Европа движутся к конфронтации из-за того, что президент России Владимир Путин пытается использовать церемонии, посвященные освобождению Восточной Европы Красной армией в 1945 году, в своих внешнеполитических целях, полагают аналитики и дипломаты. Ожидается, что тон критики, которая появится в ближайшее время в связи с выступлениями Путина в честь 60-летия освобождения Освенцима, будет резким, особенно в восточноевропейских СМИ, пишет ежедневная американская газета International Herald Tribune, перевод статьи которой публикует Inopressa.

В Освенциме Путин заявил, что церемонии, по существу, являются началом празднования 60-летия великой Победы. Кульминацией станут торжества, которые пройдут в мае в Москве. Торжества состоятся 9 мая в честь 60-летия со дня подписания договора о капитуляции "третьего рейха" в Берлине. Однако восточноевропейские дипломаты и аналитики заявили, что Путин использует торжества для достижения определенной цели.

"Он хочет показать, что Россия остается серьезным игроком, каким она была после 1945 года, что Россия по-прежнему имеет влияние, - заявил International Herald Tribune на условиях анонимности представитель Польши. - Реальность гораздо сложнее. Мы члены Европейского союза. Мы члены НАТО, а Путин поддержал не того человека на Украине и недооценил силу оппозиции". Несмотря на эти неудачи, российские аналитики заявили, что торжества в Москве могут стать "водоразделом российской внешней политики", поскольку Путин предлагает свою версию событий, противоречащую той, которая бытует в Восточной Европе.
"Ближайшие несколько месяцев будут трудными, - заявил эксперт по России из Германского совета по международным отношениям в Берлине Александр Рар. - Россия празднует освобождение. Но для Восточной Европы и некоторых регионов Западной Европы это было начало новой тирании. Освобождение российскими войсками узаконило господство России в части Европы. Это одна из проблем, связанных с церемониями в честь 60-летия (освобождению Восточной Европы Красной армией - прим. ред.)".

Мало кто из дипломатов, историков и аналитиков ставит под сомнение роль и мужество Красной армии в войне с Германией. Но они ставят под сомнение путинскую однобокую трактовку освобождения, за которым последовал систематичный и жестокий захват Восточной Европы коммунистами. Путин также не хочет говорить о роли Москвы в уничтожении демократии, среднего класса и гражданского общества в Восточной Европе. В то же время Путин высоко отзывается о роли КГБ, где он сделал карьеру, пишет International Herald Tribune. По мнению Александра Рара, Европе либо предстоят серьезные разногласия с Россией, либо она примет более прагматичный подход.

"Я полагаю, что торжества 9 мая станут разделительной линией между нами и Россией. Благодаря освобождению Россия 60 лет назад добилась положения значимой державы. Она использует годовщину для той же цели". Вопрос в том, как Путин намеревается использовать майские церемонии в своих целях. В Освенциме прозвучал намек на это. Он воспользовался торжествами в Освенциме, чтобы показать, что освобождение 1945 года можно 60 лет спустя сравнивать с борьбой против «терроризма», о чем Путин недвусмысленно заявил на церемонии памяти в концлагере.

"Сегодня мы обязаны помнить не только прошлое, но и осознавать все угрозы современного мира, среди которых терроризм не менее опасен и коварен, чем фашизм", - заявил российский президент. При этом в Освенциме Путин, хотя у него была такая возможность, не упомянул о волне антисемитизма и судах над евреями при Сталине и о дискриминации евреев в России, имевшей место вплоть до распада СССР, пишет International Herald Tribune.

"Проблема Путина в том, что он еще не решил, каким образом Россия может найти себе место в новом мировом порядке, - заявил Рар. - Россия при Путине представляет собой гибрид старого советского доминирования с попытками модернизации". В то же время один из немецких дипломатов в интервью International Herald Tribune высказался откровеннее: "Путин хочет сохранить статус-кво и свою власть".