Тюменские мусульмане: «Нас пытают за чтение книг!»

18 февраля 2005 в 12:47
Тюменские мусульмане: «Нас пытают за чтение книг!»

В Тобольске закончилось первое судебное слушание по так называемому «делу тюменских экстремистов», девяти членов организации «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» («Партия исламского освобождения»). В процессе по просьбе адвокатов обвиняемых взята пауза до 24 февраля.

 

 В июне 2004 года пятеро из девяти членов международной религиозной политической партии «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» — Марат Сайбаталов, Раиль Валитов, Дмитрий Петриченко, Алишер Джураев и Азат Шихов — были задержаны и ознакомлены с выдвигаемыми против них обвинениями. С тех пор по настоящее время все пятеро находятся под стражей в изоляторе 72/1 Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Тюменской области. Другим четверым членам сибирской ячейки «Хизб ут-Тахрир» — Динару Саину, Марату Кутумову, Фаннуру Казымову и Азизу Исину — правоохранительные органы предъявили обвинения в октябре и декабре прошлого года и избрали меру пресечения в виде подписки о невыезде.

 

При обысках в квартирах подозреваемых была найдена религиозная исламская литературы, распечатки из сети Интернет, которые зачитывались участниками группы на собраниях.

 

Следствие также утверждает, что члены организации занимались распространением пропагандистской экстремистской литературы, обсуждением приобретения оружия, взрывчатых веществ, проведения терактов и подготовкой захвата заложников. Материалы, подтверждающие эти цели членов «Хизб ут-Тахрир», якобы находятся в распоряжении следствия, в частности, в виде магнитофонной записи.

 

Находясь под стражей в СИЗО,  Марат Сайбаталов, которому следствие отводит роль одного из лидеров тюменской ячейки «Хизб ут-Тахрир», в соответствие со статьей №34 Европейской Конвенции по правам человека и статьями №45 и №47 регламента Страсбургского Суда подал жалобу в Европейский суд по правам человека. Жалоба направлена против Российской Федерации. В ней, в частности, Сайбаталов говорит: «Как мое содержание под стражей, так и привлечение меня за терроризм, организацию и деятельность экстремистской организации и участие в ней — считаю неправильным, нарушающим мое право на свободу ( ст.5 Конвенции « О защите прав человека и основных свобод», измененная и дополненная протоколом №11; в сопровождении Дополнительного протокола и Протоколов 4,6 и 7; в дальнейшем «Конвенция»). Это нарушение я вижу в том, что избранная мне мера пресечения — содержание под стражей является необоснованной. Я содержусь под стражей с 12.06.04 года; в каждом постановлении о продлении срока содержания под стражей одни и те же основания: возможность скрыться от следствия; возможность повлиять на ход следствия. Оспариваю каждое из указанных оснований».

 

Далее Сайбаталов пишет: «… В местной прессе и по телевидению были озвучены материалы о якобы обнаруженных у нас складах оружия, захватах заложников.Дезинформацию о тяжести содеянного мной (и другими обвиняемыми) для обоснования меры пресечения — содержания под стражей я и считаю нарушением моего права на свободу. Тем более, что я утверждаю, что я не знал о запрете объединения «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами». Я не знал о существовании решения верховного суда по этому поводу; не знаю до сих пор, где и когда оно опубликовано. Впервые я увидел решение верховного суда РФ, недавно, в ходе следствия. В настоящее время я знаю его содержание и что организация «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами» уравнена с действительно террористическими организациями, такими как Алькаида и др. Считаю это неправильным. Даже из содержания решения Верховного Суда РФ видно, что «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» занималась исключительно пропагандистской деятельностью. Это объединение международное, разрешено во всем мире и запрещено лишь на территории России решением верховного суда РФ, о чем я, повторяю, не знал». В заключение Сайбаталов просит Страсбургский суд на основании статьи .34 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» защитить его права на свободу религии и личную свободу.

 

В ходе заседания все девять обвиняемых заявили о том, что они не признают себя виновными. Более того, по их словам, в ходе следствия представителями правоохранительных органов оказывалось мощное давление как на обвиняемых, так и на их родственников. «Мне рассказывала жена одного из обвиняемых… Когда она пыталась связаться с родственниками Петриченко, чтобы обговорить возможность передачи посылки в СИЗО своему мужу и Петриченко… Она позвонила им, они сказали, что не знают такого. Они отреклись от него», — рассказал в беседе с «УралПолит.Ru»

 

Из всех девятерых, по словам очевидцев, больше всего психологическим пыткам подвергается находящийся под подпиской о невыезде Динар Саин, который во время суда вел себя очень смело и "плохо" отвечал на вопросы судьи. «На 23 февраля ему назначена психиатрическая экспертиза, — рассказал «УралПолит.Ru» представитель защиты. — . Он подвергался давлению следствия. Пока шло следствие его вывозили в лес, приковывали наручниками к дереву, держали в таком виде раздетым несколько часов, на улице уже был снег. К родственникам других обвиняемых приезжали неизвестные люди, сажали в машину, увозили за город».

 

Представитель защиты Алексей Кунгуров