Деморализация российской армии

Дедовщина по-прежнему является одним из основных видов правонарушений среди личного состава срочной службы вооруженных сил России. На ее долю приходится от 20 до 30% всех преступлений, которые совершаются в войсках. Не спадает и уровень суицидов. В 2004 году в ВС РФ из 932 погибших военнослужащих доля самоубийц составила 24,6%. При этом среди офицеров и прапорщиков, совершивших суицид, этот показатель равен 15-20%.

 

Из Москвы и Санкт-Петербурга в армию идут только 4-6% призывников, и все они, как правило, из социально неблагополучных семей.

 

Если социально-экономические проблемы военнослужащих не будут решены в ближайшее время, кадровая ситуация в армии станет еще хуже. Около 15% офицеров не стремятся продлевать контракты с военным ведомством. А часть из них, в основном молодые офицеры, даже их разрывают, поскольку эти контракты со стороны государства не выполняются. Согласно данным опросов, проведенных Социологическим центром ВС РФ в октябре 2004 - феврале 2005 гг. во всех военных округах и флотах (опрошено 1320 офицеров, прапорщиков и мичманов), больше половины офицерского корпуса (50-60%) пока занимают выжидательную позицию в надежде, что государство не допустит ухудшения социально-экономического положения военнослужащих. При этом почти 30% опрошенных (в основном молодых офицеров) надеются на быстрое решение жилищных проблем путем вводимой в этом году в РФ ипотечной системы покупки квартир. Рекламой ипотеки военное ведомство стремится расширить круг таких офицеров-оптимистов, желающих продолжить службу.

 

Даже по официальным данным, 34% семей кадровых военных сегодня находятся за чертой бедности. Лишь 40% жен офицеров и прапорщиков трудоустроены. В Минобороны не исключают, что именно нищета офицеров способствует росту среди них преступлений на материальной почве. Так, если в 2003 году за подобные преступления в ВС РФ было осуждено 695 офицеров, в прошлом году - уже 807, сообщает Независимая газета.