Кыргызстан. Что дальше?

Кыргызстан. Что дальше?

Прогнозы о развитии ситуации в Киргизии оказываются бессмысленными, так как все происходит стремительно и даже новостные агентства не всегда успевают за событиями. Тем не менее, информация последних суток, когда, кажется, что все уже решилось в пользу оппозиции, имеет признаки возможного силового продолжения.

 

Традиции в Центрально азиатском регионе таковы, что уход местного диктатора без единого выстрела кажется почти невероятным. Стеснять себя в средствах у азиатских правителей не принято, а средства у Акаева есть.

 

Несмотря на имидж Киргизии, как относительно демократического государства, за спиной у Акаева, как и у его противников, есть свои кланы. Военную помощь он может получить так же у своих соседей или у России, тайно или оформив такое вмешательство под действие договора о коллективной безопасности, подписанный странами, входящими в СНГ.

 

Найти в царящем в республике хаосе соответствующий «след», якобы свидетельствующий об угрозе всему региону - не так уж сложно. Даже соседний Китай может оказать поддержку Акаеву, учитывая особые отношения и историю с передачей Акаевым Китаю киргизских территорий, с чем была не согласна оппозиция обвинившего президента в продаже территорий соседям.

 

О том, что оппозицию поддерживают США, говорилось много, в том числе и официальными лицами, еще месяц назад, прямо обвинившими посла США во вмешательстве во внутренние дела Киргизии. Естественно, что акаевская власть не разделяет энтузиазм, с которым восприняли американские официальные лица произошедшее в Киргизии, назвав революцию поступью демократии.

 

Сама по себе быстрая реакция и комментарии из США в поддержку произошедшего в Киргизии, в которых недвусмысленно поддерживается оппозиция, отличаются своей оперативностью от позиции в период подобных событий в Грузии и Украине. Довольно странно, учитывая, что события в Грузии и Украине имели более предсказуемый и цивилизованный характер, чем происходящее в Азии. Тем не менее, тогда США не афишировали свою позицию, ограничиваясь дежурными заявлениями о поддержке демократии и тактичными комментариями, в которых старались не задеть другого игрока – Россию.

 

Или с Россией уже решили больше не церемониться, или же положение настолько серьезно, что не до дипломатических улыбок.

 

Дело в том, что беспорядки, произошедшие в Бишкеке, могут стать сильным козырем, если у стороны Акаева есть возможность и решимость применить силу. Следует обратить внимание на тот факт, что ситуация 25 марта отличается от 24 марта не в пользу оппозиции. Если бы Акаев применил силу до погромов, то выглядел бы тем, кто он есть на самом деле – коррумпированным диктатором, стремящимся сохранить власть любой ценой, в том числе путем кровопролития.

 

За сутки ситуация изменилась. Картина погромов в ночь на 25 марта в Бишкеке была продемонстрирована по всем информационным каналам. Жители столицы испытали шок и страх от нахлынувших мародеров, прямо отождествляемых с южными регионами страны и оппозицией.

 

Если бы в свое время Саакашвили или Ющенко привели своих сторонников и устроили подобное в Тбилиси или Киеве, не трудно представить, что на ответные репрессии властей реакция населения и мирового сообщества могла быть совсем иной. Тем более, не трудно представить реакцию, если такой сценарий реализуется в азиатском регионе.

 

Все это дает, по крайней мере, пропагандистское преимущество и поддержку части населения  тому, кто решит «восстановить порядок», применив оружие. Есть ли такие планы и сила, покажет ближайшее время. Возможно и поспешное обозначение своей позиции США - свидетельство серьезности ситуации. Не совсем характерно для Путина и его выступление во время поездки в Армению, где он демонстрирует свое подчеркнуто-нейтральное отношение к происходящему  в Киргизии, будто он смирился с тем, что власть окончательно перешла к оппозиции.

 

Вдобавок ко всему, молчит и не подает признаков своего существования Акаев, если не считать электронное письмо о том, что он не снимал с себя полномочия президента страны.

 

Такое впечатление, что кто-то ждет  нарастания хаоса в стране и перехода в вооруженное противостояние, чтобы разыграть свою игру. Опыт в таких делах в азиатском регионе имеет Россия.

 

Гражданская война, спровоцированная Россией в Таджикистане,  при непосредственном участии в ней российских вооруженных сил, привела к установлению в этой стране послушного Москве диктаторского режима. Подобный сценарий может быть разыгран и в Киргизии, где имеются  все необходимы для этого условия. Миролюбивые заявления Путина могут быть всего лишь чекистской уловкой.

 

Конечно, подобное предположение о перспективах развитии событий в Киргизии может быть переоценкой реальных способностей и возможностей нынешнего Кремля и современной российской политики. И, возможно, все гораздо прозаичней. То есть, от России на территории СНГ уже ничего не зависит, и Путин стал смирен от бессилия, что-то изменить, а Акаев молчит потому, что занят поиском квартиры в Москве.

 

Руслан Исаков,

для «Кавказ-Центра»