Россия: «За что боролась, на то и напоролась»

Россия: «За что боролась, на то и напоролась»

Россия, неустанно твердившая всему миру о том, что русско-чеченская война является внутренним делом России, оказалась на пороге реальных внутренних конфликтов. Территориальные споры охватили всю Россию - от Москвы до Дальнего Востока. Как говорится, «за что боролась, на то и напоролась».

 

«Кавказ-Центр» уже сообщал, что в Хельсинки вышла книга "Karjalan palautus" (Возвращение Карелии), посвященная плану возращения утраченных финнами земель. Напомним, что за возвращение финских территорий захваченных Советским Союзом (читай Россией) выступает движение "Pro Karelia".

 

Не все спокойно и в самой России. Политика укрупнения регионов, которая взята на вооружение кремлем, поднимает территориальные проблемы не только на Северном Кавказе, где акция ингушской оппозиции, требующей возвращения республике Пригородного района, временно приостановлена, и этот нерешенный вопрос чреват новой вспышкой межнационального конфликта.

 

Пригородный район, входящий сегодня в состав Северной Осетии, был незаконно передан этой республике во время депортации ингушского народа и упразднения Чечено-Ингушской республики.

 

Процесс государственного переустройства  обострил территориальные споры даже в «традиционных» российских регионах. Возникшая ситуация озаботила многих экспертов, предупреждающих о реальной угрозе территориальной целостности российской империи. И Чечня здесь совершенно не причем.

 

Приграничные споры разгораются сегодня в Сибири. Одним из самых актуальных вопросов об оформлении внутренних границ вдруг оказалось слияние Красноярского края с Хакасией. Также на грани пограничного конфликта с Красноярским краем оказались Таймыр и Эвенкия. Все началось с того, когда организаторы референдума по объединению края в азарте агитационной лихорадки запустили на телеэкраны рекламный ролик, в котором на фоне карты России рисуется силуэт территории объединенного края – каким он, с точки зрения агитаторов, будет через пять лет.

 

Согласно нему, край простирается по Енисею от берегов Ледовитого океана до южной государственной границы РФ с Монголией. А это означает, что в его состав должны войти и Хакасия, которая вовсе не желает этого объединения, и Тува, которая никогда в него не входила.

 

Идея укрупнения Краснодарского края за счет ликвидации прилегающих к нему национальных республик, неизбежно повлечет за собой пограничные конфликты и на Кубани. К примеру, Адыгейская общественная организация "Адыге-Хасе" уже выступает с требованием создания Черкесской республики, в которую должны войти, кроме Адыгеи, земли Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также половина Краснодарского края. В тоже время, живущие в Сочи причерноморские шапсуги активно требуют создания Шапсугского национального района.

 

О соединении Краснодарского края и Республики Адыгея в один регион заговорил губернатор Александр Ткачев:

 

"Тенденция укрупнения территорий – это реальность современной российской политики, – заявил он недавно журналистам. – В свое время Краснодарский край и Адыгея были единым целым, может быть, к этому стоит вернуться. У Кубани и Адыгеи единая внутренняя духовность, культура и вероисповедание".

 

В ответ пресс-служба президента Адыгеи Хазрета Совмена распространила официальное заявление, в котором, в частности, говорится:

 

"Пересмотр административных границ, влекущий понижение статуса Республики Адыгея либо ее упразднение, представляется серьезной политической ошибкой, способной повлечь негативные последствия".

 

Еще одна «горячая точка» - Приморье. На территории Приморского края может появиться новое административное образование - Корейская автономия. На встрече представителей России, Китая и Южной Кореи уже обсуждался проект создания на приморской земле общих сельскохозяйственных комплексов, и южнокорейские бизнесмены хотят взять в аренду на 49 лет 850 тыс. га близ озера Ханка.

 

Принцип такой: земли российские, капитал южнокорейский, рабочая сила северокорейская. В проекте фигурируют 250 тыс. человек, которых край готов принять в качестве гастарбайтеров, а это десятая часть населения Приморья. За предоставленные трудовые ресурсы КНДР будет получать часть выращенной в Приморье сельхозпродукции.

 

Такое сотрудничество рано или поздно приведет к тому, что арендованные земли превратятся в автономный административный район Кореи с преимуществом корейского населения.

 

В самой центральной России уже возникают территориальные споры, вокруг заброшенных территорий на границе между Тверской областью и Подмосковьем, которые внезапно оказались востребованы под строительство дач и коттеджей.

 

Эти отложенные конфликты всплывают по мере освоения территорий, климатически пригодных для проживания. Кроме этого, в перспективе Россию ожидают конфликты из-за месторождений.

 

Отдел оперативной информации

«Кавказ-Центр»