Российское кривосудие

14 сентября 2005 в 20:17
Не важно, чем закончится запланированное на эту среду рассмотрение кассационной жалобы: процесс против Михаила Ходорковского уже вписан в российскую историю права. Вписан как сенсационный показательный процесс, который по воли власти должен стать примером для других олигархов, пишет Süddeutsche Zeitung (перевод на сайте Inopressa.ru). Российский президент Владимир Путин назвал процесс против Ходорковского свидетельством того, что в России действуют принципы правового государства и "независимая" юстиция. Однако на самом деле принципы правового государства, зафиксированные в конституции, мало что значат в системе Путина. Вместо разделения властей появилась "интегрированная власть", президентская "вертикаль власти".

Прокуратура и суды превратились в прислужников безжалостной "диктатуры закона". Они уже давно стали двумя столпами авторитарного режима, призванными затыкать рот оппозиции, независимым губернаторам и ученым, считает издание. Пресловутые "силовики", представители могущественных органов безопасности, благодаря тесным контактам с юстицией в любой момент могут пресечь деятельность своих политических противников – как в случае Михаила Ходорковского, который финансировал оппозиционные партии. Экс-глава ЮКОСа может утешаться тем, что бывший премьер-министр Михаил Касьянов тоже оказался на мушке у прокуратуры.

Касьянов критиковал не только враждебную демократии политику Путина, он еще и намекнул, что может выставить свою кандидатуру на президентских выборах 2008 года. Вслед за этим прокуратура возбудила уголовное дело, обвинив Касьянова в незаконном присвоении государственной дачи. Касьянов смело высказывает критические замечания. "Как и Ходорковский, который из тюрьмы готов возглавить оппозицию, он бросает вызов режиму, использующему прокуратуру для борьбы с политическими оппонентами", - полагает немецкая газета. В отношении руководителей регионов угроза возбуждения уголовного дела, а также тщательно подобранный или сфабрикованный "компромат" тоже не редкость. Эта практика достигла своего расцвета в 2004 году.

Суды использовались для того, чтобы решать политические проблемы, контролировать фирмы или выкидывать неугодных кандидатов из предвыборной гонки. Правда, эта тактика не всегда оказывалась успешной в отношении губернаторов регионов, богатых сырьевыми ресурсами. Например, Дмитрий Аяцков, глава Саратовской области, согласился оставить свою должность только после того, как ему был предложен пост посла в Белоруссии, пишет издание. Но он так и не стал послом из-за своих некорректных высказываний в адрес президента Белоруссии. Иногда злоупотребление юридическими инструментами приводит к гротескным перекосам.

В райцентре Ковров случилось так, что 8 депутатов городской думы, где их всего 21, оказались в тюрьме. Мэр города сфальсифицировал против них обвинения, опираясь на поддержку коррумпированных милиции, прокуратуры и суда. Тогда как прокурор никак не мог объяснить, почему именно Ковров превратился в гнездо криминала, представитель организации Human Rights Watch нашел этому хорошее объяснение: дело в системе "интегрированной власти", а точнее – в отсутствии разделения властей. На самом деле эта волна арестов была ответом мэра городскому совету, который обвинил его в коррупционных отношениях с тремя оборонными предприятиями.