В удушающих объятиях империи (3 ч.)

23 сентября 2005 в 00:05
В удушающих объятиях империи (3 ч.)

Сквозь советский ад

 

На фото – голодающие дети Поволжья

 

Никогда еще татарская нация не подвергалась столь жестоким и бесчеловечным испытаниям, как в XX веке. Практически подавленная огромной махиной российской империи, на рубеже ХIХ-ХХ веков общественная жизнь татар только-только начала пробиваться сквозь удушающий гнет самодержавия, как все более страшные и опустошительные потрясения один за другим начали обрушиваться на татарских мусульман.

 

Вначале российская империя втянулась в две, невиданные по своим потерям захватнические войны: русско-японскую и, затем - I мировую. И вновь, следуя имперской традиции, русское государство на фронты погнало миллионы татар-мусульман: умирать за царя деспота и чуждую им "отчизну"- мачеху. Сотни тысяч лучших сынов татарской нации без следа сгинули в этих имперских бойнях, сотни тысяч татар были искалечены, пропали без вести на многочисленных фронтах.

 

Затем в России началась революционная анархия и грянула гражданская война. Империя, зиждившаяся на насилии, рухнула в омут невиданных преступлений и массового братоубийства. Две наиболее мощные русскоязычные группировки беспощадно уничтожали страну ради собственных, великодержавных амбиций: одни видели Россию прежней русской империей - неважно, монархией или республикой. Это были, так называемые, контрреволюционеры или "белые". Другие представляли ее той же русскоязычной империей, но построенной уже не на голом русском шовинизме, а на принципах всеобщей социальной уравниловки. Это были, соответственно, "революционные силы" и, прежде всего - коммунисты-большевики.

 

За дымовой завесой трескучих фраз этих "революционных зодчих нового мира" скрывалась прежняя великодержавная идея: любой ценой сохранить империю. Таким образом, если раньше русские цари считали, что россиянин - это тот, кто исповедует православие, знает русский язык и верен престолу; то теперь, после своей победы в гражданской войне, коммунисты провозгласили - советский человек это тот, кто исповедует КОММУНИЗМ, знает русский язык и верен КПСС.

 

Это сходство принципов не случайно: и в том и в другом случае амбициозные вожди России, укрепляя империю, всеми силами пытались унифицировать население страны, слить все завоеванные народы в одну серую, покорную и единообразную массу.

 

Разумеется, татарские мусульмане, исповедовавшие самую независимую и свободолюбивую религию - Ислам, в эти имперские схемы совершенно не вписывались. И тогда советское тоталитарное государство, подхватив великодержавную эстафету, обрушило на них свой железный кулак репрессий. Если до революций авторитарная Россия с трудом проникала в сплоченные общины татарских мусульман, чтобы разложить их изнутри, то после победы большевизма тоталитарная советская Россия начала просто широкомасштабное уничтожение всей татарской нации.

 

Вначале и без того обескровленный революциями, войнами и голодом народ ограбили советские продовольственные "разверстчики". То, что не было захвачено и уничтожено в войну, грабили и захватывали отряды чекистов, набиравшиеся в русскоязычных городах империи. Сопротивлявшихся насилию татар-мусульман расстреливали на месте, вешали, пытали или отправляли в советские концлагеря.

 

Затем пошли волны все новых, более жестоких "чисток" и репрессий. Под конец, под предлогом того, что надо в Поволжье надо укреплять советскую власть, все татарские деревни ограбили подчистую, вывезя даже семенной хлеб и последнюю живность. В Поволжье, в сельских татарских районах начался страшный голод. Если в русскоязычных городах советские служащие и пролетариат, как наиболее "передовой класс", еще получали продовольственные пайки, то татарские крестьяне были лишены всего и начали в массовом порядке погибать от голода.

 

Нет слов, чтобы описать эту страшную национальную трагедию, когда обезумевшие от голода люди ели траву, землю, павших животных и даже человеческие трупы. Нет слов, чтобы выразить гнев бесчеловечному цинизму и жестокости новых советских руководителей империи.

 

Решив, что голода в 20-ых годах в Поволжье оказалось недостаточно, советское руководство страны под предлогом коллективизации в 30-ых годах повторила изуверский сценарий: вновь подчистую ограбили все сельские татарские регионы Поволжья и оцепили их войсками, частями спецслужб. Похожая судьба постигла и другие "строптивые" народы: башкир, ногайцев, казаков, народы Северного Кавказа. В целости и сохранности остались лишь центральные регионы империи и города страны, населенные, в основном, русским населением.

 

И вновь десятки тысяч татар умирали от голода, бросались в отчаянии на заградительные отряды чекистов и погибали под ураганным огнем советских карателей. Для того чтобы скрыть следы своих преступлений, советские каратели сбрасывали трупы своих жертв в реки, текущие на юг. По данному поводу Турция даже заявила протест советскому руководству: мол, из советской России в огромном количестве сплавляются человеческие трупы, в результате чего возникла угроза заражения морей и приморских регионов!

 

К сожалению, эти черные страницы истории татарского народа также до сих пор недостаточно изучены и нигде в Татарстане нет ни одного памятника миллионам людей, павшим в страшные "голодные" годы советской власти. И дело здесь, видимо, не только в том, что империя всячески стремится скрыть, замолчать свои преступления; но и в том, что народная память, словно человеческая, боится возвращаться к этим страшным воспоминаниям, до сих пор терзающим душу татарских мусульман. Но знать и помнить эту трагедию нужно. Нужно - чтобы она не повторилась снова, в еще более страшных масштабах.

 

Нужно знать и о том, что хлеб в годы страшного, искусственно организованного в 30-ые годы голода был в Советском Союзе. Помощь советской империи в спасении голодающих предлагали даже зарубежные страны, но руководство СССР делало вид, что ничего страшного не происходит и мол, Поволжье живет своей обычной, веселой жизнью советского общества. Только после того, как население в Татарстане и других блокированных регионов империи практически вымерло, советское руководство прекратило пытать поволжских мусульман голодом. В опустошенные деревни пошел "сталинский призыв" и прочие десанты коммунистических управленцев, набираемых из городского, русского населения.

 

С помощью НКВД, войск и местных активистов они ликвидировали всех более-менее независимых людей, в т.ч. последних представителей татарского духовенства и трудолюбивых, самостоятельных, преуспевавших ранее сельских татар. Все они были либо расстреляны, либо сосланы в концлагеря. Оставшееся татарское население коммунисты согнали в колхозы и поставили под жесткий контроль местного советского начальства. Отныне татары, лишенные документов и денег, как рабы должны были работать на империю в новых, коллективных или советских хозяйствах (колхозах или совхозах).

 

Исповедовать Ислам им отныне категорически запрещалось, изучать свою национальную литературу они также не могли: вначале коммунисты татарский язык с арабской графики перевели на латинскую, а затем латинскую заменили кириллицей. Все старые книги на арабском языке в татарских семьях были изъяты и уничтожены. Читать татарам разрешалось теперь лишь проверенные цензурой, идейно выверенные книги и советские газеты. Так всего за несколько лет новые руководители России уничтожили миллионы татар-мусульман, а оставшуюся часть народа лишили Веры, прошлого, своей национальной культуры, а значит - и будущего.

 

Можно долго описывать методы и формы беспощадной войны советского руководства против татарского народа: это и массовые репрессии под надуманными обвинениями в национализме (сколько, например, татарских национальных руководителей было уничтожено по делу одного Султан-Галиева!). Это и изощренный духовный геноцид, когда в небытие отправлялись не только отдельные литературные произведения, как, например, "Поэма об Идегее", но и вырывались целые эпохи из истории народа. Все эти формы геноцида во времена коммунистического режима непрерывно модифицировались и совершенствовались, и на их подробное описание нужны отдельные книги.

 

Скажем лишь одно, что как до революций, так и после них империя стремилась к полному уничтожению тюркских, мусульманских народов России. И экономические формы террора в этом геноциде играли далеко не последнюю роль. Если в XVIII веке царская Россия грабила, в основном, непомерными налогами татар-мусульман, то в XX веке Советская Россия начала грабить целые регионы, населенные татарским и другими тюркскими народами. При этом, если на хлопковых плантациях Средней Азии эта колониальная политика России особо не скрывалась, то в центральных областях империи, населенной татарами и башкирами, она тщательно камуфлировалась идеологией.

 

После разорения в первые годы Советской власти Поволжья и Предуралья, советский режим искусственно старался поддерживать татарские регионы в нищенском, разоренном положении. Кнутом экономического геноцида, почти половина татар была "добровольно" переселена на многочисленные коммунистические новостройки: шахты Донбасса и Казахстана, торфяные болота Перми и Сибири, в тайгу и горнодобывающие промышленные районы Севера, Дальнего Востока. Это не говоря уже о таких изуверских формах откровенного геноцида, как насильственное переселение целых тюркских народов Кавказа и Крыма.

 

Проклятия мусульманских народов, почти наполовину погибших в пустынях и резервациях Средней Азии, еще долго будут висеть над Россией острым дамокловым мечом.

 

Продолжение следует…..

 

Исхак-хаджи Лотфуллин, Татарстан

 

«Кавказ-Центр»