Турция приняла секретную Конституцию

Турция приняла секретную Конституцию

По данным турецкой прессы 24 октября 2005 года на заседании Совета национальной безопасности (СНБ) Турции под председательством президента Ахмета Сезера была принята новая концепция национальной безопасности страны. Концепция получила официальное название "Политический документ о национальной безопасности" (MGSB). Этот документ также известен под названиями "красная книга", "секретная конституция", "красная конституция".

 

Информационные источники сообщают, что в сложной, продолжавшейся более года работе над проектом этого документа, принимали участие все ключевые властные центры государства, формирующие политику страны. В частности, в подготовке отдельных разделов проекта были задействованы аналитическое управление СНБ, аппараты президента и главы правительства, ключевые министерства (юстиции, внутренних дел, обороны, МИД, энергетики и природных ресурсов), генштаб ВС страны, спецслужбы, независимые центры стратегических исследований, ряд университетов. О степени напряженности работы говорит тот факт, что первоначальный вариант проекта насчитывал около 300 страниц. Окончательный проект документа объемом 90 страниц после предварительного обсуждения на одном из очередных заседаний СНБ в начале текущего года был вновь отправлен на доработку, после которой он был сокращен до 25 страниц.

 

Несмотря на сверхсекретность документа в некоторых средствах массовой информации Турции появились отдельные материалы о “секретной конституции”, в которых приводятся выдержки из "красной книги". В связи с этим спустя три дня после утверждения MGSB на заседании СНБ правительство Турции поручило спецслужбам страны найти виновника утечки в прессу секретных положений новой концепции национальной безопасности.

 

Как стало известно, доступ к окончательному тексту "секретной конституции" имели 15 высших должностных лиц государства, среди них президент, премьер-министр, главы МИДа, разведки, ведомств силового блока, члены СНБ, несколько помощников главы государства и секретаря СНБ.

 

То, что туркам есть, что скрывать от мира намекнул и премьер-министр Турции Тайип Эрдоган. Отвечая на вопросы журналистов на второй день после принятия документа, глава правительства признал:

 

"В документе названы соседние и не являющиеся соседними с Турцией страны. Есть положения, связанные с внутренней и внешней политикой, имеющие отношение, в том числе, и к этим странам. Их эти положения могут обеспокоить. Поэтому с точки зрения национальных интересов этот документ должен быть секретным".

 

Как отмечают наблюдатели, особенностью нынешней концепции национальной безопасности Турции является тот факт, что впервые в его подготовке принимали участие и военные, и гражданские ведомства, тогда как все предыдущие документы подобного рода готовились военными; гражданские же руководители их только подписывали. Формальным ранее было и его утверждение на заседании правительства.

 

Решения СНБ подлежали неукоснительному выполнению. Лидер правящей партии, заняв кресло премьер-министра, в ходе специального брифинга получал детальную информацию о содержании "красной книги" и вынужден был корректировать программу своей партии, если ее содержание не совпадало с положениями "секретной конституции". Теперь ситуация меняется, и гражданские политики допускаются не только к одобрению MGSB, но и к его выработке и согласованию.

 

Из тех утечек информации, которые были освещены турецкой прессой, стало известно, что Турция считает наиболее серьезной “террористической угрозой” для своей страны деятельность Рабочей партия Курдистана (РПК), "Аль-Каиды" и "Хизбуллах" (турецкая разновидность "Хизбаллы".

 

Предметом особой заботы Анкары является ситуация в Северном Ираке (курдские территории), территориальные споры с Грецией, судьба Кипра, перспектива членства в Совете Европы. А так же: экономическая, энергетическая безопасность страны, угроза распространения ОМУ, сепаратизм, наркотрафик и похищение людей.

 

Турция намерена усиливать свое влияние на Кавказе, в Средней Азии и на Ближнем Востоке.

 

Каких-то конкретных утечек информации относительно России нет. Вместе с тем, по мнению некоторых местных комментаторов, России отводиться важная роль в вопросе экономической и энергетической безопасности Турции.

 

В этой связи местные наблюдатели лишь упоминают известный документ, подписанный Министрами иностранных дел России и Турции 16 ноября 2001 года - План действий по развитию сотрудничества между РФ и Турцией в Евразии (от двустороннего сотрудничества - к многоплановому партнерству). В этом документе зафиксировано, что сегодня в отношениях между двумя странами открыт новый этап, характеризующийся возможностями развития плодотворного не только двустороннего, но и регионального сотрудничества во всех областях в духе дружбы и взаимного доверия. При этом были четко обозначены географические направления такого взаимодействия. Это Балканы, Южный Кавказ, Центральная Азия, Афганистан, Кипр, Ближний Восток, особо выделен Ирак, Черноморский регион, Средиземноморье, взаимодействие по евразийской проблематике в международных организациях.

 

Важно отметить, что впервые в высших государственных и политических кругах Турции особо подчеркивается правительственная часть процедуры утверждения новой концепции национальной безопасности. Это свидетельствует о том, что предстоящая процедура утверждения MGSB на заседании кабинета министров будет далеко не формальной. Правящая партия и ее правительство явно демонстрируют свою прерогативу в выработке "секретной конституции", подчеркивают главенство в этом деле гражданских, а не военных институтов власти, что также соответствует требованиям ЕС по сокращению "доли" армии в политической жизни Турции.

 

Турецкая армия традиционно является очень влиятельной политической силой, которая через механизм СНБ могла провести любое обязательное в плане исполнения всеми другими государственными ведомствами решение. Сегодня армия постепенно "уходит в казармы". Показательно в этом плане одно из последних выступление  главы правительства Турции Эрдогана на заседании Руководящего совета возглавляемой им правящей “Партии справедливости и развития”. В ходе своего выступления он обвинил в утечке секретной информации по MGSB секретариат СНБ, отметив, что "она произошла на этапе подготовки документа, в которой были задействованы чиновники низшего уровня".

 

Ранее такая публичная критика аппарата СНБ даже со стороны премьер-министра была бы просто невозможна.

 

Муса Стоун (по материалам турецких СМИ и Института Ближнего Востока)

Кавказ-Центр