Полумесяц над Пиренеями

14 декабря 2005 в 00:04
Полумесяц над Пиренеями

Ислам оставил яркий след в испанской культуре

 

На фото: Памятники архитектуры сохранили следы исламского правления в Испании. Мечеть в Андалусии.

 

Американский писатель Вашингтон Ирвинг открывает свою книгу "Альгамбра" такой фразой: "Весной 1829 года автор этого сочинения, привлеченный в Испанию любопытством, путешествовал из Севильи в Гранаду в обществе приятеля, сановника русского посольства в Мадриде..." Этим приятелем был известный русский дипломат князь Дмитрий Долгоруков, а сама книга стала настоящим гимном арабо-мусульманскому периоду в истории Испании, продолжавшемуся почти восемь веков. Вашингтон Ирвинг назвал свое пребывание в Андалусии, последнем оплоте арабов на Пиренеях, "одним из сладчайших жизненных снов". Что же представляла собой Испания времен арабского владычества? Чем она пленила американского писателя?

Кордовские минареты

 

После смерти Пророка Мухаммеда (а.с.с) в 632 году и последующего правления четырех праведных халифов власть в Арабском халифате в 661 году перешла к династии Омейядов (по названию рода Омейя из арабского племени Курайш). При Омейядах пределы халифата со столицей в Дамаске расширились от Средней Азии до берегов Атлантики. Именно они завоевали Северную Африку (Магриб), обратив в ислам значительную часть проживавших там берберов. Здесь они основали государство Ифрикия с центром в Кайруане (нынешний Тунис), а затем двинулись к полуострову Гибралтар, или Геркулесовым столпам.

 

Кстати, название "Гибралтар" (от арабского "Джебель-аль-Тарик" - "Гора Тарика") дали полуострову именно арабы в честь полководца Тарика ибн Сеида. Именно он в 711 году переправился с арабо-берберскими войсками через Геркулесовы столпы и высадился на Пиренейском полуострове.

 

В первом же сражении войска Тарика разбили вестготов, которые ранее создали здесь, на развалинах древнеримской провинции, собственное государство с центром в Толедо. Однако вестготы, не имея серьезной поддержки среди местного населения, не смогли оказать достойного сопротивления противнику. Более того, их правящую верхушку раздирали внутренние противоречия. Арабы заняли Севилью и Кордову, затем Толедо и Барселону, а через два-три года к халифату был присоединен почти весь Пиренейский полуостров за исключением гористых районов Галисии и Астурии.

 

В 750 году власть в халифате перешла к Аббасидам, и это событие оказало огромное влияние на последующее развитие ситуации в мусульманской Испании. Аббасиды разбили Омейядов, а уцелевшие представители поверженной династии бежали из Дамаска. Среди беглецов оказался и внук халифа Хишама юный Абд ар-Рахман (Абдаррахман), который вместе со своими приближенными добрался до испанской Кордовы и основал государство, известное как Кордовский Эмират, или Аль-Андалус, как называли его мусульмане. Это произошло в 756 году.

 

В Испании мусульмане столкнулись с проблемой сосуществования различных этнических и религиозных групп. Дело в том, что основная часть населения Пиренейского полуострова еще до прихода арабов приняла христианство. В Испании проживало и значительное число евреев, исповедовавших иудаизм. Во времена господства вестготов положение как христиан, так и иудеев было отягощено непосильным бременем социально-экономических проблем и изменилось в лучшую сторону при мусульманах.

 

Известно, что мусульмане относят христиан и иудеев к так называемым "людям Писания", или приверженцам таухида (единобожия), и в связи с этим прибывшие на Пиренеи арабы не заставляли их принимать ислам. Сохраняя прежнюю веру, христиане и иудеи могли даже занимать административные должности и делать карьеру, освобождались от несения военной службы и получали защиту и покровительство со стороны государства, выплачивая вид подушного налога - "джизьи" (часть, доля). Мусульмане тоже платили соответствующие налоги, хотя и в меньших размерах. Однако джизья была не столь обременительной, как многочисленные подати, взимавшиеся в христианских странах средневековой Европы (успех турецких завоеваний на Балканах в последующие века тоже был обусловлен во многом этим налоговым фактором).

 

В условиях религиозной терпимости, соседство мечетей, церквей и синагог в Кордове и других городах эмирата стало вполне обыденным явлением. При этом каждая религиозная община сохранила свой традиционный язык. В то же время переход в ислам, не будучи обязательным для последователей христианства и иудаизма, мог принести существенные выгоды. В связи с этим некоторые христиане и иудеи становились мусульманами, рассчитывая на социальные и экономические льготы. Что касается рабов, то они, приняв ислам, вообще становились свободными людьми.

 

Переход христиан и иудеев в ислам породил новые термины: принявших новую религию стали называть "мусалимами" (замиренными), а их потомков - "мувалладами" (урожденными). Появился и такой термин, как "мосарабы", то есть "арабизированные". Так назывались сохранившие свою веру христиане, которые во всем, кроме веры, следовали арабскому образу жизни: изучали язык и культуру.

 

От эмирата к халифату

 

В истории мусульманской Испании открылась новая страница. Столица эмирата Кордова стала одним из самых больших, богатых и благоустроенных городов Европы с населением в несколько сотен тысяч человек. В центре города по приказу эмира Абдаррахмана была построена Соборная мечеть, впоследствии реконструированная и сохранившаяся до наших дней. Мощное развитие в Кордове и других городах Аль-Андалуса получили наука и ремесла, искусство и культура. Здесь выделывали тонкую кожу, изготовляли изящные ткани и цветную керамику, отсюда тянулись торговые пути в разные концы Средиземноморья.

 

Много нового привнесли мусульмане в сельское хозяйство Испании: более продуктивные методы обработки земли, ирригационные системы, ранее не известные культуры (цитрусовые, сахарный тростник, рис, хлопчатник и т.д.). Началось разведение шелковицы, и по производству и экспорту шелка страна заняла ведущее место в Европе.

 

Были созданы астрономические и медицинские центры, обширные библиотеки, велась работа по переводу и комментированию греческих философских текстов, почти забытых европейцами. Благодаря мусульманам средневековый мир смог познакомиться с рядом ранее неизвестных сочинений Платона, Аристотеля, Евклида и Гиппократа. В то же время арабы практически не уделяли внимание античной поэзии, предпочитая ей собственную, отличную от греческой и римской по тональности и ритмике. Поэтическим даром не был обделен и сам эмир Абдаррахман, написавший, например, такие строки:

 

В Кордове, в царских садах,

увидал я зеленую

Пальму-изгнанницу,

с родиной пальм разлученную.

"Жребии наши, - сказал я

изгнаннице, - схожи.

С милыми сердцу расстаться

судилось мне тоже.

Оба, утратив отчизну,

уехали вдаль мы.

Ты чужестранкой росла:

здесь чужбина для пальмы…"

(Перевод В. Потаповой)

 

В конечном счете прогресс в строительстве и укреплении государства Аль-Андалус привел к тому, что в 929 году при Абдаррахмане III эмират был преобразован в Халифат. Современники называли мусульманскую Испанию "украшением мира", а благодаря путешественникам Ибн Хаукалу, Абу Хамиду аль-Гарнати, Ибн Джузайру, аль-Идриси, Ибн Баттуте сообщения о "богатой и славной" стране циркулировали в течение нескольких веков по всем странам Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. Весть о ней дошла даже до берегов Каспия.

 

Дело в том, что у Кордовского Халифа Абдаррахмана III визирем (первым министром) был еврей Хасдай ибн Шафрут, который заинтересовался сообщением прибывших в Испанию купцов о существовании в восточных степях "царства иудеев". Речь шла о Хазарии, где правители и аристократия исповедовали иудаизм. Хасдай обратился с письмом к хазарскому кагану Иосифу с просьбой рассказать о своем государстве подробнее, и ответное послание кагана сохранилось по сей день.

 

Пожалуй, самым ярким представителем Кордовского халифата из числа евреев был философ и врач Моше бен Маймон (1135-1204), больше известный как Маймонид. Он родился и воспитывался в Кордове, а закончил свои дни в Каире, где служил личным врачом у знаменитого султана Салах ад-Дина (Саладина), победителя крестоносцев. В свою очередь, учителем Маймонида был знаменитый арабский философ Абу-ль-Валид ибн Рушд (1126-1198), или Аверроэс, чьи рационалистические идеи оказали большое влияние на развитие европейской философии.

 

Широкую известность приобрело также имя Ибн аль-Араби, крупнейшего мусульманского философа. К числу великих андалузцев относят и Ибн Халдуна, одного из самых значимых арабских философов и историков, которого можно считать предтечей современной социологии.

 

Список выдающихся деятелей науки и культуры, которых дал миру Кордовский халифат, включает десятки имен. Многие из них обладали энциклопедическими знаниями и сумели проявить себя на разных поприщах. Можно сказать больше: великие андалузцы во многом способствовали возрождению европейской цивилизации.

 

Продолжение следует

 

Гамэр Баутдинов – публицист

 

Отдел сотрудничества и СМИ

«Кавказ-Центр»