Еще недавно внимание всего мира было приковано к Либерии и кровавой гражданской войне в этой стране. Но никто не обращал внимания на роль мусульман и их позицию в этих событиях. Даже в исламском мире мало кто знает, что мусульмане составляют 25% населения Либерии и что они основали в свое время великую цивилизацию, слава которой не меркла на протяжении четырех столетий.
В странах Западной Африки, таких как Гвинея, Гвинея-Биссау, Сьерра-Леоне, Либерия и Кот-д'Ивуар, ислам распространялся своеобразным путем. Многие племена, приняв веру в Единого Бога, снова возвращались к язычеству, когда ослабевало влияние мусульман в регионе, а затем опять принимали ислам, когда кто-либо призывал их к нему.
На протяжении Х в. группы марокканских мусульман (марабутов), направлялись в Южную Сахару для пропаганды ислама среди языческих племен. Известному шейху Абдуллаху ибн Йасину удалось убедить сенегальского короля Вур Джая принять ислам. Многие из племен королевства - малинке, фулани, сонинке и др. - последовали примеру своего правителя.
Новообращенные в ислам племена обладали большим рвением в деле распространения религии Аллаха. Благодаря их деятельности на территории современных Нигерии, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, Сьерра-Леоне, Либерии и Мали одно за другим возникали исламские государства (Мали, Сукотто, исламские колонии на возвышенности Фута Джаллон). И, наконец, в 1869 г. факих Сулейман основал исламское государство, объединившее народы манде и сонинке.
Это государство погибло незадолго до выхода на историческую арену имама Самури ибн Лавиатори (1830-1900). В детстве будущий имам вместе со своей матерью был захвачен в плен язычниками, и, живя среди них, он постиг военное искусство. После бегства из плена он основал имамат Самури на реке Нигер. Он достиг внушительных успехов и смог включить в состав своего государства север Либерии. Имам Самури был знаменит тем, что учреждал призы для детей, заучивающих Коран наизусть, строил много мечетей и активно занимался Призывом.
В XIX в. два важнейших события повлияли на распространение ислама в Либерии. Начиная с 1822 г. к берегам Либерии стали прибывать бывшие черные рабы из Америки, получившие свободу. А в 1847 году эти бывшие рабы провозгласили образование государства Либерия (Liberia от Land of Liberty - Земля Свободы).
Американолиберийцы составляли только 1% от общей численности населения, но они усиленно утверждали свою власть над глубинными районами страны. Им удалось подавить восстание языческих племен и мусульманских племен манде при помощи американского огнестрельного оружия. При поддержке Военно-морского флота США пришельцы учредили конституцию по американскому образцу, согласно которой каждые два года должны были проходить выборы президента и вице-президента. Они также учредили Палату Представителей и Сенат, сделали английский государственным языком страны. Они верили, что их цель заключается в установлении Королевства Иисуса в Африке, с этих пор церкви Либерии получают субсидии от материнских церквей в США. Поразительным, что до 1980 г. все либерийские президенты были епископами! Это меньшинство, поддержанное христианскими миссионерскими движениями, заполонившими Африку, до сих пор старается обратить в христианство всю Либерию.
Тем временем, имамат Самури не мог прийти на помощь мусульманским жителям Южного Фута Джаллона, потому что был вовлечен в 16-летнюю войну с французами (1882-1898), в которой имам Самури проявил исключительный военный гений и большую галантность, так что даже сами французы называли его африканским Наполеоном Бонапартом. Однако он потерпел поражение и отступил в Либерию, где был арестован. Его выдали французам, а те отправили его в ссылку в Габон, где он провел остаток своей жизни и умер в 1900 году.
В начале ХХ в. либерийские мусульмане оказались в «западне»: Франция контролировала соседние Гвинею и Кот д'Ивуар, Великобритания оккупировала Сьерра-Леоне, а американолиберийцы подчинили себе прибрежные районы.
Французские колонизаторы закрывали мусульманские школы и убивали исламских ученых в пограничных с Либерией странах. Тем временем христианские миссионеры устремились в Западную Африку, Либерия же была для них важнейшим стратегическим пунктом. Они взяли под контроль более 80% школ в Либерии, а оставшиеся примерно 20% находились под управлением правительства американских репатриантов. Невежество и нищета множились среди мусульманских народов манде, бамбара, сири и фулани, которые полностью были лишены представительства в органах власти, монополизированных американолиберийцами. Невежество коснулось даже религиозных вопросов среди мусульман. Так, мужчины женились более чем на 4-х женщинах одновременно, объединяли в одном браке двух родных сестер! Каждое племя старалось руководствоваться Шариатом в соответствии со своим пониманием оного. Несмотря на это исламское рвение не угасло, а напротив оставалось достаточно сильным. Его поддерживали, в частности, суфийские ордена. Особенно - орден Къадырийя, распространенный среди манде и фулани, которые сопротивлялись французской колонизации соседних стран.
Начало проведения более открытой политики по отношению к мусульманам и язычникам связано с именем президента Либерии Вильяма Тубмэна (1941-1971). Он впервые в истории страны дал им право голоса на выборах и право занимать государственные должности, а в 1960 г. был учрежден Мусульманский Конгресс Либерии. Положение мусульман постепенно улучшалось, пока президентом не стал Вильям Толберт. Он был известен как бессильный и слабовольный человек; коррупция и нестабильность захлестнули страну и достигли угрожающего уровня. Появилось несколько народных движений, которые пребывали в антагонистических отношениях между собой. По стране прокатилась волна демонстраций с требованиями уравнять в правах население страны с американолиберийцами. Распространение социализма и коммунизма в Африке того времени также повлияло на народное движение в Либерии. Образованные национальные лидеры, в свою очередь, побуждали народ к восстанию против американолиберийцев. Повышение в 1979 году цены на рис спровоцировало волну насилия и беспорядков.
Правительство не смогло навести порядок в стране и укрепить авторитет власти, хаос охватил Либерию. Сержант Самюэль Доу и 15 солдат из охраны президентского дворца застрелили президента Толберта прямо перед телекамерами и захватили главную радиостанцию, обозначив тем самым новый этап в истории страны. Новый президент не был американолиберийцем, - он являлся выходцем из местного народа кран. Он провозгласил вторую республику и ее главный лозунг: «Власть принадлежит большинству!» Впервые за всю историю страны американолиберийцы лишились власти.
Однако трения и вооруженные столкновения среди племен продолжались. Самюэль Доу организовал союз между своим народом, некоторые представители которого исповедуют ислам, и народами манде, большинство из которых являются мусульманами, и обеспечил их оружием.
Тем временем резко возросла активность исламского движения во всем мире. Богатые нефтью страны Персидского залива начали проводить широкомасштабную благотворительную деятельность в Западной Африке, что немного улучшило положение местных мусульман. Поднялся и религиозный дух либерийских мусульман. В 2002 году в Мекке во время хаджа было уже 230 паломников из Либерии, - больше чем когда-либо.
После нескольких гражданских войн противоборствующие стороны договорились провести выборы в 1997 году. На них победил Тэйлор.
Тэйлор проводил антиисламскую политику и приложил все усилия для христианизации местных мусульман. Ему активно помогали в этом лидеры христиан, которые предложили план искоренения ислама и маргинализации мусульман. Войска Тейлора уничтожили большое число мусульман манде, после чего эти народы сформировали Объединенное Либерийское Движение за Демократическое Примирение (ULMDR) во главе с Мухаммадом Гомандо. К ним присоединились антитэйлоровские силы из числа немусульман. Другие племена сформировали собственные отряды численностью от 7 до 25 тысяч бойцов. Движение смогло установить свой контроль над большей частью Либерии, прежде чем его силы подошли к столице, Монровии, требуя отставки Тэйлора. В свою очередь Тэйлор обвинил Гвинею в поддержке «исламских террористов», но в конечном счете он подал в отставку в августе 2003 года под воздействием как внутреннего, так и международного давления.
Сегодня мусульман в Либерии примерно 750 тысяч, что составляет около 25% населения страны. Христиане составляют около 10%, когда как 65% являются язычниками разных толков и направлений. Мусульмане, в принципе являясь большой и однородной силой, призваны играть ведущую роль в стране. Однако многие факторы обуславливают бездеятельность мусульман, главным образом - широкое распространение невежества и нищеты среди мусульманских народов Либерии. Так, они имеют лишь одну трехэтажную общественную школу, построенную Мусульманской Мировой Лигой (MWL) для изучения Корана и арабского языка. Христианские миссионеры тем временем контролируют абсолютное большинство других школ, вступление в которые закрыто для мусульман, ибо его условием является принадлежность к христианству. В собственности у мусульман нет также ни одной частной больницы.
Другая проблема заключается в том, что в столице страны, Монровии, проживает очень мало мусульман - около 15000 человек. Они имеют только 5 мечетей, по сравнению с 43 церквями для христиан.
Проблемой другого рода является американо-израильское проникновение в страну. Либерийская экономика контролируется западными государствами, и особенно США. Крупнейшая американская разведывательная база в Африке расположена на территории Либерии, а одна из важнейших статей экспорта, каучук, полностью контролируется американской компанией Firestone, которой в 1926 году была дарована концессия сроком на 99 лет. С Израилем Либерия имеет дружественные отношения с 1960 года.
В последнее время положение мусульман в Либерии несколько улучшилось благодаря поддержке соседних мусульманских стран, Гвинеи и Сьерра-Леоне, а также благодаря деятельности таких влиятельных мусульманских лидеров, как Мухаммад Кромах (он является главой Союза Американолиберийских Ассоциаций). Мусульмане смогли также успешно учредить две Исламские организации в Монровии: Арабскую Учебную Организацию, которая пропагандирует ислам среди немусульман, и Исламскую Образовательную Организацию, которая в свою очередь открыла два центра для подготовки имамов, обучения Священному Корану и арабскому языку новообращенных в ислам, а также для обеспечения их источниками дохода в соответствии с их новым статусом. Следует упомянуть, что внимание и поддержка, оказываемые либерийским мусульманам со стороны исламских групп и организаций, являются крайне скудными и недостаточными. Они не соответствуют тем требованиям, которые выдвигает дело призыва к исламу и поднятие сознательности и жизненного уровня мусульман в Западной Африке.
Самер АБДЕЛЛАТИФ (Islam Awareness)
Перевод Али Бекхан
Для КЦ