На фото: Делегация Ирана в Дагестане (7 декабря 2006 г.)
Об интересе Ирана к Дагестану известно давно. Однако лишь недавно стало известно о том, что этот интерес активно поддерживает Москва. О причине такого подхода Кремля в Москве не особо скрывают.
Дело в том, что российские спецслужбы создают благоприятные условия для распространения и пропаганды в Дагестане наряду с суфизмом (тарикатом) и идеологии шиизма, как альтернативы активности мусульман-суннитов, на которых повешен ярлык «ваххабитов», «фундаменталистов», «джихадистов».
Еще в 90 годах прошлого века с помощью Ирана российские спецслужбы начали создавать секты шиитских группировок в Южном Дагестане. Попытки внедрить шиитские группы были и в Чечне. Руководителем «чеченских шиитов» был некий житель Джохара по имени Раджа, который после начала второй войны был убит. После его убийства группа Раджи, состоявшая из 10-12 активных членов, номинально распалась. Однако по некоторым сведениям ФСБ продолжает использовать их в своих целях на территории оккупированной Чечни.
Шиитские секты в последние годы заметно активны не только в Южном Дагестане, но теперь уже и Шамилькале (бывшая Махачкала).
Распространение шиизма происходит на фоне активной экономической деятельности Ирана в Дагестане. Иранцы вкладывают деньги в Дагестан. Официальные лица Ирана и бизнесмены довольно частые гости в этой республики.
Так накануне посол Ирана в России Голам-Реза Ансари прибыл в Шамилькалу (бывшая Махачакала) «с рабочим визитом», провел отдельные встречи с главарем местных марионеток Муху Алиевым и руководителями финансово-экономического блока «правительства» республики.
Как сообщил корреспондент ИРНА Ансари обсудил с представителями дагестанского руководства перспективы развития экономического сотрудничества направленного «на активизацию взаимодействия морских торговых портов Ирана и Дагестана».
Иранцы заявили, что заинтересованы в развитии транспортной инфраструктуры Дагестана как участка транспортного коридора «Север-Юг».
Иранскую сторону интересуют также инвестиционные проекты строительства транспортной инфраструктуры в Дагестане, реконструкция торгового морского порта, вопросы аренды самолетов, а также совместные проекты в области здравоохранения.
По последним данным Москва дала официальное добро на создание благоприятных условий для иранских инвестиций в Дагестане.
О степени активности иранцев говорит тот факт, что за последние годы грузооборот порта Шамилькалы (бывшая Махачкала) от торговли с Ираном вырос с 36 тыс. тонн в 1998 году до 950 тыс. тонн в 2006 году. Кроме того, российская сторона (от Дагестана) вложила 3,5 млн. долларов в реконструкцию иранского порта Анзали для строительства там железнодорожного паромного перехода.