КЕМЕРОВО. Горняки о своем положении: «А что делать, если у нас президент Медведопут?»

Как сообщалось ранее власти Междуреченска со страху стали вести себя неадекватно. Городу, пережившему трагедию, предложено развлекаться. Для этого отведена площадь, на которой должен состояться митинг протеста горняков.

Власти города внезапно назначили на 16.00 22 мая проведение т.н. «спартакиады» социальных работников. Как сообщает «Газета.Ru», мероприятие будет организовано на площади, где должен был состояться митинг шахтеров. В спартакиаде, по данным властей, будут согнаны около 500 учителей, врачей и спортсменов. Чем конкретно будет заниматься согнанный люд на площади, власти города уточнить затруднились.

Ранее со ссылкой на «Газета.Ru» сообщалось, что 14 мая встреча с жителями Междуреченска для поддержки семей погибших на шахте «Распадская» переросла в стихийный митинг, к перекрытию железной дороги и столкновению с бандой «ОМОН».

Тем не менее, Междуреченск готовится к субботнему митингу, хотя официальной заявки на его проведение нет и не было. Часть шахтеров с "Распадской" говорят, что никуда не пойдут, другие - что выйдут к мэрии, а потом на губернатора Амана Тулеева.

Официально в ухоженном и спокойном Междуреченске сейчас ничего не происходит, сообщает агентство. Заявок на проведение митинга в субботу в 16.00 на площади у здания администрации ни в мэрию, ни в УВД Междуреченска никто не подавал.

Но на всякий случай в каждом из перечисленных в обращении восставших горняков городе к субботе наметили массовые мероприятия, студентам к субботнему расписанию добавили несколько пар, а дошкольников, наоборот, позвали на улицу рисовать мелками на асфальте.

Неожиданной новостью стал приезд в город опального майора Алексея Дымовского. Ставший популярнее Путина видеоблогер добирался из Новосибирска на автобусе, чтобы не попасть в руки чекистов в аэропорту. Он сказал, что хочет встретиться с шахтерами и предложить создать независимый профсоюз. В гостиницах Междуреченска ищут свободные номера коммунисты, по проспектам гуляют наблюдатели от оппозиционной «Солидарности», а участник националистической группировки «Русское общественное движение» успел побывать в местной банде «УВД» на т.н. «профилактической беседе».

Сами шахтеры нервничают. Одни делают вид, что ничего о митинге не знают и потому на него не придут. Другие говорят, что узнали об акции из интернета и появятся на площади обязательно. Пятничным вечером они горячатся в пивных и кофейнях города:

- Я завтра снова пойду! Что они нас за медведей здесь считают! - стучит по столу кулаком один.

- А что делать, если у нас президент Медведопут! - поддерживает его второй.

- Тема, я сейчас в глаз тебе дам! Замолчи ради бога! - обмирает от ужаса его жена, опознавшая журналистов за соседним столиком.

- А что! Пусть меня забирают эти ребята в свои автобусы, мне-то что. Хотя в ту пятницу, конечно, жесть была...

Испуганные жены встают, чтобы уехать, но шахтеры успокаиваются. Между тем, власти пошли на хитрость и стала создавать всяческие альтернативные группировки, которые распространяют среди шахтеров примиренческие настроения. Одна из таких группировок, как сообщает агентство названная «инициативной группой жителей Междуреченска» субботний митинг не одобряет и выступает за «конструктивные переговоры с властями».

Они расположились в помещении «Общественной приемной комитета по борьбе с коррупцией», сообщает агентство. Что это за организация - до конца непонятно. Единственный сотрудник комитета, которого удалось застать, - Дмитрий - работает в службе безопасности ОАО «Междуречье», угледобывающей компании, входящий в холдинг «Сибуглемет». По его словам, в Москве комитет возглавляет генерал-лейтенант ГРУ, имя которого Дмитрий назвать отказался.

Некоторые из этих «активистов» придут на площадь, чтобы уговаривать горняков разойтись по домам.

Одним из тех, кого хотят увещевать, будет шахтер в четвертом поколении, монтажник Андрей Орлов. Он на субботнюю встречу собирается. Был он и на недельной давности спонтанном митинге и вместе со всеми пошел на пути - правда, дорогу не перекрывал, а стоял рядом, показывая репортерам зарплатные квитки, на которых в помине не было цифры 80 тысяч.

«Завтра тоже пойду, и мужики все мои знакомые пойдут. К вам, к журналистам, и придем. Мы хотим, чтобы нас услышали, заметили. Тулеев сейчас говорит о компенсациях, квартирах родственникам погибших - и я не понял: мне что, в шахте надо взорваться, чтобы семилетнюю дочь на юг отправить?» - говорит он.

Орлов, как и все шахтеры в городе, злится, что их на всю страну назвали бандитами и алкоголиками: «Да я был трезвый, как стекло, я вообще грыжу лечу, сижу на антибиотиках, у меня печень откажет, если я выпью». Орлов даже не курил - начал останавливается у табачных ларьков три дня назад. 17 мая в его квартиру, где они с женой отмечали 11 месяцев сына, пришла милиция. Пока Орлов надевал штаны, милиционеры отодвинули от входной двери жену и зашли в их спальню. Оба были в штатском, удостоверений не показали и начали заламывать Орлову руки. Монтажник, которого воспитывал мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, увернулся, началась потасовка. Орлов показывает синяки на запястьях: на него надели наручники, собирались вести в отделение силой.

«Это был угрозыск, я же теперь уголовником стал - на митинг пришел», - усмехается Орлов. От губернатора шахтеры хотят извинений. «Выступи ты по телевизору, возьми мою большую фотографию, как показывал в прошлый раз, и скажи: простите, это не алкоголик и не бандит. Скажи: я ошибся, меня ввели в заблуждение, оказывается, на митинге были настоящие шахтеры!» - говорит Орлов.

Пьяных на митинге было меньше 10 человек, и, по словам Орлова, все ему незнакомые: «На фотографиях в отделении я узнал всех ребят, стоявших на заднем плане, в лицо, а выходивших вперед кричавших пьяных первый раз видел. Вообще складывалось впечатление, что их туда подослали». Они не были шахтерами.

Инициативной группе Орлов тоже не верит: «Моя жена знает Першину, я знаю Таминена, но нет веры людям, которые проходят за закрытые двери». Монтажник сравнил их с выдвиженцами в официальный профсоюз горняков: «Вроде своих мужиков выбираем, туда отправляем, а толку никакого нет».

Подземный электромонтажник Роман Кретинин работает на шахте «Коксовая», в прошлую пятницу пришел к зданию администрации, мэра на ступеньках не дождался, разозлился, а потом услышал, как кто-то выкрикнул в мегафон: «Я бывший железнодорожник! Идемте на железную дорогу, через 20 минут все начальство будет там!». С путей, по его словам, забрали полторы сотни человек и всех развезли по разным отделениям.

Кретинин оказался в милиции за то, что смотрел на драку шахтеров с бандой «ОМОН». Его продержали ночь в кутузке. На следующий день губернатор Аман Тулеев тряс его фотографией перед камерами федеральных каналов, окрестил преступником, находящимся в федеральном розыске и при этом назвал именем другого шахтера - Антона Герасимова, который тоже митинговал в тот вечер. На самом деле Кретинин в розыске никогда не был. Как и Орлов, он тоже думал о суде, но считает иск к Тулееву бесполезным.

«Наши областные адвокаты этого дела побоятся, Тулеев здесь местный божок», - говорит Кретинин. «Завтра у меня выходной, но я никуда не пойду, буду сидеть дома. Мне неприятностей хватает. Знакомые пойдут», - смеется электропроводчик.

КЦ