В 1980-х годах саудовский режим по приказу США поддерживал моджахедов в Афганистане в их борьбе против Советского Союза, потому что это было выгодно Вашингтону. В настоящее время ситуация совершенно иная, пишет аналитик Института Ближнего Востока Д.Нечитайло.
Во время войны в Персидском заливе 1991 г. взаимоотношения салафитов и правящих в Аравии муртадов вступили в стадию острой конфронтации. Мусульмане не простили Саудитам решения пригласить кафирские войска (американцев и западных союзников) для защиты режима и использования территории Аравии для нанесения ударов по вторгшимся в Кувейт иракским войскам Саддама Хусейна.
К тому времени салафиты уже говорили о вероотступничестве саудовского режима. Если иорданский учёный Шейх Абу Мухаммад аль-Макдиси в одной из своих известных работ «аль-Кавашиф аль-Джалийя фи куфр ад-Давля ас-Саудийя» положил начало вражде между салафитами и саудовскими муртадами, то Шейх Усама бин Ладен вывел это в 1990-х годах на более высокий практический уровень, призвав мусульман вести Джихад против них, пишет Нечитайло. После чего на территории Аравии начались спецоперации моджахедов. Самой резонансной из них стала операция по подрыву автомобиля в ноябре 1995 г., в результате которой были уничтожены пять американских харбиев.
После 2000 г. конфронтация только возрастала, достигнув пика в 2003 г., когда моджахеды Аравии, возвращающиеся из Афганистана, начали целую кампанию по борьбе с Саудитами, которая продлилась до 2007 г. Затем муртадам удалось существенно подорвать структуру джихдистов в стране, вынудив их мигрировать в Йемен, где они объединились с местными моджахедами и сформировали «аль-Каиду» на Аравийском полуострове (АКАП). Новая организация быстро стала представлять угрозу для саудовского режима.
При активном участии молодёжи по Северной Африке прошла волна протестного движения («арабская весна»), в результате которой были свергнуты многолетние диктатуры в Ливии, Египте и Тунисе, и это создало проблемы для саудовского режима.
Саудиты обеспокоены обострением внутриполитической ситуации на Бахрейне и в Йемене так же, как активизацией политических движений в их собственной стране. Между тем ряды моджахедов Йемена начали ускоренно пополняться, так как препятствий для проникновения в эту страну добровольцев из Египта, Ливии и Туниса уже нет.
Саудиты предприняли ряд шагов, чтобы предотвратить угрозу на своих границах, включая развертывание войск содружества режимов Персидского залива на Бахрейне и поддержку инициативы «Совета сотрудничества» по отстранению от власти марионеточного «президента» Салиха в Йемене. Одновременно на национальном уровне в феврале 2011 г. король-муртад Абду-Ллах по государственному телевидению объявил о выделении 10,7 млрд. долларов на развитие инфраструктуры и повышения уровня жизни.
Наряду с этим саудовцы усилили борьбу с оппозицией в стране. Как отмечается в недавно опубликованном отчёте «Amnesty International» , сотни людей в Аравии «были арестованы, известные сторонники реформ были приговорены к длительным срокам тюремного заключения». Эти меры спровоцировали усиление недовольства среди аравийской молодёжи и стали источником критики режима. В ар-Рияде прошло несколько акций протеста с требованием освободить заключённых.
В саудовской столице муртады устроили несколько судебных процессов над 16 подозреваемыми в участии в Джихаде (14 жителей Аравии, 1 йеменец и 1 сириец, принадлежащие к движение «Истираха»), которые были приговорены в общей сложности к 228 годам тюрьмы.
Известный проповедник Джихада, Шейх Х. аль-Бассаам на вопрос о том, почему арабская революция не достигла стран Залива, и в первую очередь Аравии, ответил, что «в стране Двух Святынь существует протестное движение, выступающее за освобождение заключённых… Важно, чтобы эти выступления продолжились». При этом он отмечает две причины отсутствия массового оппозиционного движения правящему режиму, пишет Нечитайло: во-первых, мощный аппарат саудовских служб безопасности, жестоко подавляющих любой призыв к революции. Во-вторых: саудовские правительственные учёные, в ведение которых муртадами отдано информационное религиозное пространство для проповедования идей мурджиизма.
18 ноября «аль-Каида» в Аравийском полуострове выпустила аудиообращение, в котором её муфтий, Шейх Ибрагим ар-Рубайш сосредоточился на назначении главаря саудовского «МВД» Наифа бин Абду-ль-Азиза в качестве наследного принца. Шейх ар-Рубайш указал на изменения, которые произошли в результате «арабской весны».
«Самым лучшим способом освободить заключённых является Джихад, потому как сделанное силой может только быть восстановлено силой. Некоторые люди должны быть на линии фронта и пожертвовать собой, чтобы обеспечить победу другим. Мы должны стойко противостоять клану Саудов, подобно народу Туниса, который свергнул Бин Али, египтянам, заключившим в тюрьму Мубарака, и ливийцам, уничтожившим Каддафи», — цитирует Нечитайло Шейха ар-Рубайша.
Муфтий АКАП критикует решение саудовского короля предоставить женщинам право участвовать в муниципальных тагутских выборах, отметив это как решающую победу СМИ, а также голом в ворота либералов. Он добавил, что «либералы считают дни короля „золотым веком“, потому что он идёт по стопам Запада». Шейх ар-Рубайш подчёркивает, что последние события в Аравии демонстрируют слабость позиций салафитов, которые не смеют советовать королю или обвинять его в том, что он идёт на поводу либералов. Шейх ар-Рубайш завершает своё обращение предупреждением жителей Аравии против европеизации мусульманских женщин.
В настоящее время, в условиях «арабской весны», Саудиты пытаются предотвратить внутреннее инакомыслие, вдохновлённое молодёжными движениями, в то же время моджахеды получают возможность для набора в свои ряды новых сторонников, о чём говорят новостные сводки: в Эмират Абьян съезжаются мусульмане из Аравии, Египта, Сирии, Алжира, Марокко, Ирака и даже Ирана и Индонезии.
Нечитайло полагает, что, более вероятно, АКАП продолжит полагаться на Йемен как на стартовую площадку для экспансии Джихада на территорию Аравии. Об этом сообщает UmmaNews.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр