Прочитав вопрос одного из читателей сайта «Брaтья, кaк нaдо прaздновaть окончaниe Рaмaдaнa?», я решил попробовать ответить на него и упомянуть некоторые связанные с этим праздником моменты.
Имам Ахмад и Абу Дауд приводят следующий хадис: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, у её жителей было два дня, в которые они праздновали и развлекались во времена джахилиййи. И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Поистине, Аллах заменил вам эти два праздника лучшими, чем они – Днем Жертвоприношения и Днем Разговения« (Аль-Альбани и Шуайб аль-Арнаут сочли достоверным).
Многие мусульмане привыкли жить стандартами и представлениями неисламского общества. Поэтому рассмотрим, какое значение понятию празднования придавали салафы.
Подготовка к праздничной молитве, которая включает ритуальное купание и надевание лучшей одежды. Сказал Ибн аль-Каййим: «Достоверное пришло от Ибн Умара – с учетом его твердого следования Сунне, – что он совершал ритуальное купание до выхода на молитву» (Заду-ль-маад, 1/442) . Сказал Ибн Хаджар: «Рассказал Ибн Аби-д-Дунъя и аль-Байхаки с достоверным иснадом, что Ибн Умар надевал на праздники свою лучшую одежду» (Фатху-ль-Бари, 2/51).
Является Сунной скушать нечетное количество фиников перед выходом для молитвы в ‘Ид аль-фитр (праздник разговения). Рассказал Анас, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не выходил в День разговения, не съев несколько фиников, и ел он их нечетное количество» (Аль-Бухари).
Сунной является произнесение такбира – вслух для мужчин и тихо для женщин – в день праздника с момента выхода из дома до прихода на место молитвы. От Абдуллы ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что «Посланник Аллаха выходил в праздничные дни громко произнося тахлиль (لا إله إلاَ الله) и такбир» (Аль-Альбани счел хорошим).
Сообщается, что Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, произносил праздничный такбир следующим образом:
الله أكبر، الله أكبر، لا إله إلا الله. والله أكبر، الله أكبر، ولله الحمد
(Привел Ибн Аби Шайба).
Сунной является идти на молитву пешком. Сказал Ибн Умар: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, шел на праздник пешком» (Ибн Маджа, Аль-Альбани счел хорошим).
Сунной является возвращение с молитвы по другой дороге. Передал Джабир: «В день праздника посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался домой не по той дороге, по которой уходил на молитву» (Аль-Бухари).
Праздничная молитва узаконена после того как солнце взойдет достаточно высоко. Для неё не делается ни азан, ни икама. Она состоит из двух рак’атов, в первом произносится семь такбиров, а во втором – пять. Сунной является читать в первом рак’ате суру «Высочайший», а во втором «Покрывающая», или же в первом – суру «Къаф», а во втором – «Луна». Хутба произносится после молитвы.
Сунной является присутствие на праздничной молитве и хутбе женщин и детей. Сказала Умм Атыййа, да будет доволен ею Аллах: «Нам было приказано выходить на праздничную молитву, и мы приводили и тех, у кого были месячные, и незамужних девушек» (Аль-Бухари).
Дозволенно поздравлять друг друга, как это пришло от Джубайра ибн Нуфайра: «Асхабы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда встречались в день праздника, говорили друг другу: «Да примет Аллах от нас и от тебя» (Ибн Хаджар назвал иснад этого сообщения хорошим, Фату-ль-Бари, 3/372).
Теперь хотелось бы сказать несколько слов о распространившихся среди мусульман обычаях, связанных с праздником ‘Ид аль-Фитр.
Мы не говорим о том, что для некоторых «мусульман» этот праздник становится поводом для очередной пьянки – подобные люди вряд ли посещают наши сайты, а если и посетят, то вряд ли что-то поймут.
Проблема в том, что многие из тех, кто старается придерживаться Ислама, все же остаются в плену устоявшихся традиций, по которым Ид аль-Фитр – это испытание на прочность семейного бюджета, физических сил и кулинарной фантазии домохозяек, а также пищеварительной системы тех, кто эти «фантазии» будет поедать. При том, что накрывать столы и ходить друг к другу в гости в день праздника – не фард и даже не сунна.
С другой стороны, Аллах Всевышний несколько раз в Коране сказал, что Он не любит преступающих границы, излишествующих. Он также сказал: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Аль-А’раф, 31). К сожалению, излишества и расточительство стали у нас постоянными спутниками великого исламского праздника, и многие нарушают смысл приказа Аллаха, изложенного в упомянутом аяте. Особенно это заметно через несколько дней после праздника, когда мусульманки начинают подсчитывать, сколько же продуктов и блюд пропало из-за того, что было слишком жарко, или гостей было слишком мало, или же приготовили слишком много или слишком рано…
Как мы видим, все эти торжества чревоугодия не имеют никакого отношения к празднику разговения, и приводят к тому, что истинная суть события заменяется чуждым Исламу обычаем. Как, например, у далеких от религии людей важнейшее в жизни любого человека событие — смерть, связывается не со страхом наказания Аллаха, осознанием необходимости скорейшего покаяния, совершения благих дел, а с совершенно ненужными ритуалами и процедурами…
Да наставит нас Аллах на Свой путь, и да простит наши грехи.
والحمد لله رب العالمين
Подготовил Муслим Галанчожский