Одна женщина пришла к факиху:
- Вот умер мой брат, оставив после себя 600 дирхамов. Родственники поделили это, оставив мне только один дирхам, – жаловалась она ему.
Факих немного подумав, сказал ей:
- Может быть, у твоего брата была жена, мать, две дочери и двенадцать братьев.
- Да так и есть, – удивилась она.
- Тогда с тобой не поступили не справедливо. Так как его жене достается 1/8 (75 дирхам), дочери получают 1/3 (400 дирхамам). Матери достается 1/6 часть, которая равняется 100 дирхамам. А оставшиеся 25 дирхам достаются двенадцати братьям и сестре, и так как мужчине достается в двое больше, чем женщине, то, следовательно, каждый брат возьмет себе по 2 дирхама, а сестре, т.е. тебе, достанется лишь 1 дирхам.
Рассказ о потерявшихся деньгах
В одну из ночей пришел к имаму Абу Ханифе мужчина:
- О, Имам, давным-давно мною были спрятаны деньги, но я позабыл, где находилось это место. Не мог бы ты помочь мне в этом, – сказал он.
Он ответил:
- Не дело это факиха, но я постараюсь помочь тебе, –подумав немного сказал. - Иди и помолись, пока не взойдет солнце, затем, инша Аллах, ты вспомнишь это место.
- Придя домой, мужчина приступил к молитве, и как вдруг неожиданно, буквально за некоторый промежуток времени вспомнил то самое место и поспешил к нему, чтобы забрать деньги. На следующее утро он пришел к Абу Ханифе и сообщил о своей находке и поблагодарил его.
- Откуда тебе было известно, что я вспомню это место?! – спросил он.
Имам сказал:
- Я знал, что дьявол, дабы отвлечь от молитвы, займет тебя воспоминанием места, где ты спрятал деньги.
История о мудрой женщине
Умар, да будет доволен им Аллах, однажды поднялся на минбар читать проповедь и потребовал от людей не завышать махр женщин, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники не давали больше 400 дирхам. Исходя из этого, Умар запретил давать махр выше 400 дирхам. Когда же повелитель правоверных спустился с минбара, женщина с племени Курайш сказала ему:
- О, повелитель правоверных, ты запрещаешь людям превышать махр выше 400 дерхамов?
- Да, - сказал он.
- Слышал ли ты слова Аллаха, свят Он и велик: «И если одной из них вы подарили кантар, то ничего не берите себе из этого», сура «ан-Ниса», 20 аят (Кантар - большое количество денег).
- О Аллах, прости меня, у людей более глубокое понимание, чем у Умара.
Затем он вернулся на минбар и сказал:
- О, люди, я запрещал вам превышать махр женщин. Так пусть даёт из вас столько, сколько ему заблагорассудится.
История про мудрого халифа
Умар ибн Абдульазиз, да будет доволен им Аллах, был известен своей мудростью и добротой. В один день к нему зашел один из его сыновей и сказал:
- Отец, почему ты так уступчив в некоторых делах? Клянусь Аллахом! – воскликнул он, - если бы я был на твоем месте, то не побоялся бы сказать истину никому!
- Не торопись, сын мой, – сказал халиф. – Поистине, Аллах два раза осудил в Коране употребление алкоголя, и только на третий раз запретил его. Я боюсь, что возложу на людей истину всю сразу, и они, отвергнут ее. А затем распространится смута.
Сын ушел довольным после того, как убедился в хорошей политике отца. Он узнал, что снисходительность его отца не из-за его слабости, а из-за его хорошего понимания религии.
История с фиговым листком
В один прекрасный день к имаму Шафии пришли несколько людей, и попросили его, напомнить им доказательство о существования Аллаха Всевышнего. Имам Шафии, немного подумав, ответил:
- Доказательством является фиговый лист.
- Как может быть фиговый лист доказательством на существование Аллаха?! – подивились они.
Сказал имам Шафии:
- У фигового листа один вкус. Но если его съест шелковичный червь, он выведет из него шелк; если съест пчела, выведет мёд; съест антилопа, выведет мускус. Так кто же тот, который установил этот порядок? Поистине – это Всемогущий Аллах, Творец бытия!
История о невнимательном человеке
Абдуллах ибн аль-Мубарак был усердным поклоняющимся Аллаху, ученым по Корану и Сунне. На его уроках присутствовало много людей, чтобы извлечь пользу от его богатых знаний.
Однажды он шел с мужчиной по дороге, и тот чихнул, но не восхвалил Аллаха, сказав «АльхамдулиЛлях». Ибн аль-Мубарак посмотрел на него, дабы привлечь его внимание на то, что сказать хвала Аллаху чихнувшему является сунной, и мусульманин должен ее хранить. Но мужчина не обратил на это внимание.
Ибн аль-Мубарак пожелал, чтобы он соблюдал эту сунну, пока тот не впал в грех.
- Что должен говорит человек, если чихнул? – спросил он.
- Хвала Аллаху , «АльхамдулиЛлях», – ответил он
Тогда ибн аль-Мубарак сказал ему:
- Да помилует тебя Аллах (йархамукаЛЛах).
История про удивительную лодку
Одним из атеистов был брошен вызов мусульманским ученым. Мусульмане избрали самого смышленого из них, дабы опровергнуть его. Затем была назначена встреча в то время, когда приезжали люди со всего света. И вот наступил этот день, а избранника людей все не было.
На что атеист заявил присутствующим:
- Побоялся ваш ученый и сбежал, потому как знал, что победа будет за мной. Вот я и доказал вам, что Бога не существует.
В то время пока он говорил, вдруг появился ученый, и стал извиняться за свое опоздание:
- Направляясь сюда, я не нашел лодки, на которой бы мог переправиться через реку. Следовательно, я стал ожидать у берега, как вдруг, откуда не возьмись, появились деревянные доски, и с необычайной скоростью стали соединяться друг с другом, до тех пора пока не появилась передо мной самая настоящая лодка. Затем же она сама по себе подплыла ко мне, и я сев на ней перебрался к вам.
- Да этот человек сумасшедший, - надсмехался атеист - Как такое возможно, чтобы доски сами по себе соединились и стали лодкой? И как она могла плыть сама по себе без кормчего?
- А что ты скажешь о себе, - улыбнулся он, - когда утверждаешь, что этот величайший и прекрасный мир образовался сам по себе?
История о человеке любящем поспорить
Однажды один из спорщиков пришел к имаму Шафии и спросил его:
- Как такое возможно: шайтан создан из огня, и Аллах накажет его огнём?
Немного подумав, имам Шафии взял твердый кусок глины и бросил в него. После чего на его лице выступили признаки боли и гнева.
- Ощущаешь боль?! – спросил имам.
- Да, ощущаю! – ответил он.
- Как же это может созданию из глины причинить боль глина?
Мужчина не ответил ему, поняв, что подразумевает имам Шафии, то, что Аллах так же создал шайтана из огня и им же он будет наказан.
История о сомневающемся человеке
На урок ибн Акылю пришел один человек и задал вопрос:
- Я много раз окунался в воду, но все равно ощущаю сомнения, действительно ли мое омовение или нет, какого твое мнение на сей счет?
-Можешь идти! – сказал ибн Акиль. - С тебя спала обязанность совершать молитву.
-Как это спала?! – подивился он.
- Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Перо поднято для трех (то есть, не записывает их деяния): ребенок, который еще не достиг половой зрелости; душевнобольной человек, до того момента как он не обретет разум; и спящий, пока он не проснется". (Абу Дауд 4403, Ибн Мажда 2041). А тот, который окунается многократно в воду, например, как ты, и сомневается в этом, то нет сомнения в том, что он душевнобольной человек.
История про чуму
Правитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб с некоторыми сподвижниками, выехал в Шам (современные Сирия, Иордания, Ливан). Но по пути ему пришла весть о том, что в Шаме распространилась чума и уже успела подкосить многих людей. Он решил вернуться и запретил всем, кто находился с ним заходить туда. На что Абу Убайда ибн аль-Джаррах сказал ему:
- Неужели мы бежим от предопределения Аллаха о, повелитель правоверных?
- О, Абу Убайда! – воскликнул Умар. – Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха. Что ты скажешь на счет того, если у тебя были бы верблюды и был выбор, пасти их на плодородном или не на плодородном поле. И если бы ты их пас на плодородном поле, это было бы по предопределению Аллаха и наоборот, если бы ты пас их не на плодородном -это тоже было бы Его предопределением.
Рассказ о халифе и судье
Один халиф потребовал у своих подчиненных привезти к нему факиха Ийаса ибн Муавийа. Когда же тот явился, халиф сказал ему:
- Я хочу, чтобы ты стал шариатским судьёй.
- Я не гожусь для этого поста, – ответил факих.
Его ответ стал неожиданным для халифа.
- Ты лжец! - разгневался халиф
- Вот ты сам же постановил, что я не годен для этой профессии, – ответил он тут же.
- Как это? – спросил он.
- Если я являюсь лжецом, как ты об этом сказал, то я не могу быть судьёй. А если я все таки прав, то я тебе уже сообщил о том, что не заслуживаю этого места.
История оправдательного приговора
Женщина вышла замуж, и через шесть месяцев родила ребенка, когда известно, что в большинстве случаев ребенок рождается через девять месяцев. Люди стали думать о том, что она была не искренней к своему мужу, и вышла за него, будучи беременной. После чего ее повели к Халифу, чтобы наказать, а халифом того времени был Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах. И когда они пришли к нему, нашли у него Али, да будет доволен им Аллах.
- Вы не имеете право наказывать ее по этой причине, – сказал Али
- Как это так? – удивились они.
- Сказал Всемогущий Аллах: «…беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев» сура «аль-Ахкаф» 15 аят. Так же Всеблагой Аллах сказал: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года…» сура «аль-Бакара», 233. То есть получается, если кормление грудью составляет 24 месяца (2 года), то вполне является возможным, что срок беременности мог бы составить шесть месяцев.
Рассказ о женщине и факихе
Женщина услышала о том, что Абдуллах ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, проклял женщин, которые изменяют свой данный Всевышним Аллахом внешний вид: выщипывают брови и обтачивают зубы для красоты. После чего она пошла к нему и спросила про это, на что он сказал:
- Я проклинаю того, кого проклял посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так же это содержится в книге Аллаха.
-Я прочитала весь Коран! - сказала она в изумлении. - И не видела в нем ничего, чтобы могло указывать на это.
Тогда проявилась мудрость факиха, который очень хорошо понимает свою религию.
- Читала ли ты слова Всевышнего: «… Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» сура «аль-Хашр», 7 аят.
- Да, – ответила она.
- Вот тут Коран и запретил это действие.
История об истине и лжи
Один человек спросил Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах:
- Что ты скажешь о пении?
- Я не говорю, о том, что это является запретным, если конечно нет на это запрета в книге Аллаха, - сказал ибн Аббас.
- То есть оно дозволено?
- Я не говорю, что это является дозволенным, если на это нет указания в Коране.
Затем ибн Аббас, посмотрев в лицо этого мужчины, увидел, что тот находится в недоумении и сказал ему:
- Как ты думаешь, если в судный день придет истина и ложь, то где окажется пение?
- Окажется с ложью, – ответил он.
Тогда ибн Аббас сказал:
- Можешь идти, ты сам ответил на свой вопрос.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр