С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Говорит имам ибн аль-Кайим в разъяснении того, что раб Аллаха очень сильно нуждается в терпении, и какие там условия (для принятия дел) и т.д.:
А что касается подчинений, то раб (Аллаха) нуждается в терпении на это, потому что душа по своей природе в основном убегает от многих видов поклонения.
Например, молитва: по природе (душа) ленива и предпочитает отдых, тем более если соединится с черствостью сердца, со склонениями к страстям, со смешиванием с беспечными людьми, с запечатыванием сердца по причине грехов[1].
И не сможет человек с этими делами и также другими, выполнять ее (молитву), но если даже и сможет, то молитва будет фальшивой (притворной), с отстранением сердца от нее, желая закончить ее побыстрей, также, как если бы кто-то сел около сгнившей вещи.
И также что касается закята, то в душе у людей жадность и скупость. Также джихад и хадж (и все то, что было приведено выше) нуждается в терпении в трех (необходимых) состояниях.
Первое: До того как начнет делать их (поклонения).
Нуждается в нияте (намерение), искренности, отстранение от причин показухи, славы и также имея намерение полностью выполнить то, что на нем из этого (т.е. права, которые возложены на него).
Второе: Терпение во время выполнения.
Необходимо терпение от причин упущения во время поклонения и халатности.
И также необходимо сопровождать намерения во время поклонений, и присутствие сердца между тобой и Аллахом.
Также не забывать Его в своем деле, т.к. дело не в том, что ты делаешь то, что тебе приказано, а дело в том, чтоб ты не забывал Того, кто тебе повелел это во время своего действия. И это и есть поклонение искренних (рабов) в Аллаха.
И человек нуждается в терпении во время выполнения поклонения, правильно выполняя столпы его, ваджибы и суннаты и чтобы не было так, что сердце его где-то, а тело стоит перед Аллахом.
Третье: После выполнения поклонения, и оно состоит из некоторых видов:
Первое:
Проявлять терпение на то, чтобы придти с тем, что уничтожит твое это дело.
Говорит Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями» Бакара 264.
И дело не в том, что ты делаешь поклонение (или то, что тебе повелено), а дело в том, что ты его охраняешь (сохраняешь) от уничтожения.
Второе:
Проявлять терпение на то, чтобы зашло в это дело показуха, или самолюбование, или высокомерие от него, или возвеличивание по причине его.
И на самом деле это хуже многих явных грехов.
Третье:
Проявлять терпение в том, чтобы перенести его из скрытой канцелярии в публичную. Потому что когда раб Аллаха делает что-то скрытно, то есть то, что только между ним и Аллахом, записывается в скрытую канцелярию (т.е. то, что делает дела скрытно, не показывая людям), а если начинает рассказывать о них, то переносится в публичную канцелярию[2].
И пусть не думает человек, то что свертывается (или заканчивается) требование от него сабра, после завершения дела.
***
[1] Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели. Мутаффифин 14
[2] Говорит об этом ибн Кайим в другом месте в «Уабиль ас-Сайиб»: «Потом ложиться в ту канцелярию по состоянию объявления людям, если рассказывал ради славы или сана или хотел этим положения у кого-то кроме Аллаха, уничтожается.