Самовосхищение и высокомерие - одно входит в другое, поэтому самовосхищением и самодовольством страдает только высокомерный человек.
Ибн Хиббан (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Человек начинает вести себя надменно лишь после того как начинает восхищаться собой, полагая что он обладает превосходством перед остальными”. См. «Рауда аль-'Укаля» стр. 61.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Высокомерие – одно из последствий самовосхищения и злобы исходящие из сердца, наполненного невежеством и несправедливостью, из которого исчез вкус поклонения, и поместилась ненависть.
Такой человек смотрит на людей искоса, походка у него горделивая, в обращении с людьми он эгоист, и лишен готовности жертвовать для других своими личными интересами, и нет в нем справедливости”. См. «ар-Рух» 2/703.
Раб Аллаха сотворен с врожденным чувством самолюбия и со склонностью восхищаться самим собой, и если он не станет требовать справедливости от своей души, то эти качества ввергнут его в заблуждения.
Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Твоя любовь к чему-либо делает тебя слепым и глухим, а человек – существо с врожденным свойством самолюбия, поэтому в себе он видит лишь хорошие качества, и поэтому его соперник ему ненавистен, и видит он в нем только его плохие качества”. См. «Ка'ида фи аль-Махабба» 2/328.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) раскрывая смысл смирения сказал: “Принятие истины с покорностью, подчинение ей и рабское преклонение перед ней, так, чтобы она распоряжалась человеком, также как хозяин распоряжается своим рабом. Таким образом, раб Аллаха достигнет качества смирения. Все это является противоположностью высокомерия, разъяснённое пророком (мир ему и благословение Аллаха) как: «Высокомерие – это надменное отношение к истине и пренебрежение к людям».
Надменное отношение к истине означает отрицание и непризнание истины, отражать ее с тем же упорством, с которой отражают нападающего врага.
Пренебрежение к людям – презрительное отношение к ним и издевательство над ними. Когда же человек начинает презрительно относиться к людям и надсмехается над ними, он перестает считаться с их правами и попирает их.
Тот, на чьей стороне истина, имеет право силой требовать ее соблюдение, но высокомерные люди не признают это право, особенно заблудшие люди, и обрушиваются на силу истины своим высокомерием и заблуждением.
Поэтому сущность смирения заключается в том, чтобы раб покорился силе истины, подчинился ей, и не вступал с ней в противоборство”.
См. «Мадаридж ас-Саликин» 2/346.