Во время нашествия татаро-монгол на Дамаск тогдашний правитель Захир Бейбарс потребовал от учёных-теологов фетву о сборе новых налогов для ведения войны.
Улемы заявили, что они согласятся только в том случае, если знаменитый учёный того времени имам Навави подпишет фетву.
Умма действительно нуждалась в средствах, сбор дополнительных налогов значительно улучшил бы положение на фронте, а канонически рассматривался как богоугодное дело.
Тем не менее, имам Навави отказался подписать фетву. Он потребовал у Бейбарса продать все свои дворцы, наложниц, музыкантов и другие блага руководителя страны, направить эти средства на защиту Уммы и только тогда вводить новый налог.
За такую принципиальность он был сослан на свою родину в Наву и вернулся в Дамаск только после смерти Бейбарса.
Такая же история произошла в Египте, когда Амир мусульман Кутуз готовил войско для отражения монголов в известной битве Айн Джалут.
Нужна была фетва о дополнительных налогах для снаряжения войска. Великий ученый того времени Ииз ибн Абдуссалам поставил 2 условия перед Кутузом:
1) чтобы не осталось денег в казне
2) чтобы государственные чиновники продали все свои сбережения.
Что самое интересное, это то, что Кутуз, после выполнения поставленных условий обнаружил, что необходимость в ведении налогов отпала.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр