Эмиссар ООН Сахеля Романо Проди заявил, что несмотря на принятую резолюцию Совбеза ООН, военного вторжения на север Мали (Азавад) до сентября 2013 года не произойдёт, поскольку, во-первых, для африканских харбиев требуется значительная подготовка, а во-вторых, в Мали начинается сезон дождей.
Посол ООН Сюзан Райс и вовсе назвала разработанный Францией план вторжения в Азавад «вздором», потому что марионеточная малийская армия и коалиция харбиев в 3 тысячи штыков из-за отсутствия сил и навыков не сможет победить моджахедов, пишет UmmaNews.
Между тем в своём «новогоднем обращении к нации» марионеточный «президент Мали» Траоре заявил, что его муртады готовятся «к войне против террористов» и что они не будут ждать ООН.
После этих угроз моджахеды «Ансар ад-Дин» объявили об отказе от временного перемирия с военной хунтой из т.н. «правительства Мали». Амир моджахедов Ияд Аг Галай подчеркнул, что марионеточный военный режим не только не показал свою заинтересованность в переговорном процессе, но и полностью закрыл для него все двери.
Любопытно, что ранее, когда «Ансар ад-Дин» согласилось на переговоры с региональными силами, в том числе с Алжиром, Мавританией и т.н. «правительством Мали» при посредничестве Буркина-Фасо, мировые СМИ писали, что моджахеды, мол, «отказались от всех форм терроризма и экстремизма» и «согласились на демократию».
Однако в своём интервью Амир Аг Галай отметил, что моджахеды не позволят кому-либо диктовать им условия перемирия. Он подчеркнул, что «Ансар ад-Дин» сделало всё возможное, чтобы не дать разгореться войне в Мали, однако марионеточное правительство продемонстрировало противоположные стремления.
На вопрос корреспондента «Сахар медиа» о том, готово ли движение порвать связи с «Аль-Каидой» и ДТДЗА, Ияд Аг-Галай ответил, что отношения между моджахедами зиждутся не на политической выгоде, а на исламском братстве, поэтому о разрыве отношений речи быть не может. Более того, «экстремизмом» Амир Аг Галай назвал отношение Запада к мусульманам.
Рейтер передаёт, что в минувший понедельник большая колонна пикапов с тяжело вооружёнными моджахедами трёх исламских движений вошли в регион Мопти (карта).
«Повстанцы продвигаются вперёд и были замечены в нескольких районах… Мы их ждём. Если они на нас нападут, мы будем сопротивляться», — заявил местный муртад, попросивший не называть своего имени.
В свою очередь представитель «Ансар ад-Дин» Санда ульд Боумама (фото) отказался комментировать перемещения подразделений моджахедов:
«Руководствуясь стратегическими соображениями, мы не можем сказать, где дислоцированы наши войска. Малийское правительство несёт полную ответственность за всё, что оно говорит о передвижений войск», — сказал Боумама.
Мопти является последним крупным городом, расположенном в Азаваде. Сегодня он отделяет территории, контролируемые моджахедами, и зону, находящуюся под управлением марионеточного режима.
Как сообщается, это первый огневой контакт между исламскими бойцами и муртадами за всё время с момента военного переворота, состоявшегося в марте прошлого года.
Напомним, тогда военная малийская хунта взбунтовалась против своего «президента» и захватила власть в столице Бамако. В это же время на севере Мали (Азавад) местные националисты-туареги и моджахеды-туареги подняли восстание.
В результате все формирования военных муртадов были вынуждены отступить на юг страны. Моджахеды из трёх союзных движений заключили перемирие с националистическим «движением за освобождение Азавада» («НДОА»), однако летом текущего года боевики «НДОА» нарушили мирный договор, убив одного из исламских бойцов и расстреляв демонстрацию местных жителей, выражавших недовольство произволом националистов.
Эти действия вынудили моджахедов «Ансар ад-Дин», Движения Таухида и Джихада в Западной Африке (ДТДЗА) и «Аль-Каиды» в Исламском Магрибе» (АКИМ) предпринять решительные действия и встать на защиту мирного населения.
Совместными усилиями им удалось выдавить боевиков-националистов из всех основных городов севера Мали. В течение последующих месяцев в руки моджахедов постепенно переходили более мелкие города, а остатки формирований НДОА рассеялись в отдалённых районах Азавада.
В конце декабря прошлого года «Ансар ад-Дин» встретилось с представителями группировки «НДОА» и заключило с ней временное перемирие, договорившись приостановить военные действия и перейти к переговорному процессу.
Как сообщают источники в марионеточных органах безопасности Бамако, «Ансар ад-Дин», АКИМ и ДТДЗА создали общую военную базу в городе Бамбара Мауд (карта), недалеко от Тимбукту.
Несколько ранее моджахеды ДТДЗА взяли под свой контроль населённый пункт Аль-Халил (карта) на границе Мали с Алжиром.
Источники китайского агентства «Синьхуа» сообщили, что доселе Аль-Халил контролировали боевики-националисты из «НДОА». Передаётся, что, после вступления моджахедов в населённый пункт, светские повстанцы бежали в неизвестном направлении, похитив имущество местных мусульман.
В связи с произошедшим бойцы ДТДЗА объявили, что жители Аль-Халила смогут получить компенсацию за украденные националистами мотоциклы и автомобили в городах Гао и Ансонго.
Таким образом, на данный момент под контролем моджахедов трёх союзных исламских движений («Ансар ад-Дин», ДТДЗА и АКИМ) находятся такие города, как Тимбукту, Гао, Кидал, Довентза, Менака, Лере, Тессалит, Гундам, Ансонго, Аль-Халила (карта всех городов). По некоторым оценкам, моджахеды контролируют от 240 до 300 тысяч квадратных миль (что равняется площади как минимум 3-х Англий).
«Министр обороны» режима в Бамако Ямусса Камара сообщил французскому радио, что «группы джихадистов» расположились в нескольких районах вдоль демаркационной линии, разделяющей Исламский Азавад и юг Мали, контролируемый муртадами.
«Аль-Джазира» передаёт, что исламские бойцы взяли в плен как минимум 12 марионеточных солдат вместе с их транспортными средствами и вооружением. Инцидент произошёл в понедельник, когда патруль муртадов проезжал в районе города Кона (карта), недалеко от Мопти.
Местный военный чиновник заявил, что моджахеды уже достигли деревни Бурей, которая расположена всего в 40 км от контролируемого муртадами Мопти.
«Вдоль Бурея очень много исламистов на вездеходах и даже на бронированных машинах, которые они захватили у малийских военных», — приводит Ассошиэйтед пресс слова сотрудника автобусной компании Мамаду Гиндо.
Местные муртады утверждают, что после «предупредительных артиллерийских выстрелов», открытых с их стороны, моджахеды якобы «отступили» от Мопти.
Однако издание «Телеграф» выражает сомнения в правдивости подобных сообщений. В пример британская газета приводит события прошлого года, когда «Аль-Каида», «Ансар ад-Дин» и ДТДЗА вытеснили практически без боя марионеточных солдат из северных районов страны. Западные дипломаты в Бамако сомневаются, что муртады способны противостоять решительному наступлению моджахедов на Мопти.
Местные марионеточные чиновники заявили, что они «глубоко обеспокоены» продвижением моджахедов на юг Мали и подозревают, что союзные исламские движения планируют взять под контроль всю южную часть страны, находящуюся под контролем военной хунты, в том числе столицу Бамако.
«Если АКИМ впоследствии захватит Мопти, то для неё откроется главная дорога на Бамако [карта], и мало что сможет оставить их от того, чтобы войти в остальную [южную] часть Мали», — пишет «Телеграф».
На этом фоне кафиры из Африканского Союза заявили, что захват моджахедами севера Мали является угрозой, как для Африки, так и для «международного сообщества».
Африканский Союз призвал НАТО срочно прислать войска для войны с моджахедами Мали.
Один из членов НАТО – Канада – заявила, что не планирует отправлять в Мали свои войска.
Напомним, что Совет безопасности ООН, в который входят ведущие кафирские страны, объявил о намерении начать войну против моджахедов в Мали. Военное вторжение поручено осуществить войскам Африканского Союза.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр