Имам Ибн аль-Кайим сказал: "Люди знания единогласны в том, что нафс (душа) является преградой между рабом и Всевышним Аллахом. Человек не придет к Аллаху, пока не преодолеет эту преграду.
Нафс подобен высокой горе, которая преградила путь к Аллаху. Каждый идущий по пути непременно упирается в эту гору. Но среди людей есть такие, кому очень сложно преодолеть эту гору, а есть такие, для кого это оказывается легким. И легко то, что облегчит Аллах!
На этой горе есть долины и ущелья, есть перевалы и пропасти, есть колючки и терновник, есть разбойники, которые преграждают путь идущим, особенно тем, кто идёт по пути ночью.
Если с человеком нет провизии в виде веры (имана), нет светильников убежденности (йакъина), которые зажигаются от масла повиновения, то он привязывается к этим преградам, они останавливают его, вставая между ними и следованием по прямому пути.
Поистине, большинство идущих возвращается назад, видя, что они неспособны преодолеть эту преграду. Шайтан находится на вершине этой горы, предостерегая людей от того, чтобы они взбирались на неё, и пугая их. И убережен лишь тот, кого уберег Аллах!
Чем выше путник взбирается по горе, тем сильнее кричит тот, кто желает его остановить! Но когда человек достигает вершины, все страхи превращаются в безопасность, а все препятствия исчезают.
Он видит перед собой широкую дорогу, ведущую к привалам и источникам пресной воды. На этой дороге уже есть указатели, указывающие правильный путь. На ней есть удобные привалы, который приготовил для идущих Милостивый Аллах!"
Мадариджу ссаликин