Ибн аль-Кайим (да помилует его Аллах) сказал:
Потребность людей в Шариате граничит с необходимостью, она больше их потребности во всём остальном и больше даже, чем их потребность в медицине. Ведь мы видим, что большинство людей в мире прекрасно обходятся без врача и врачи есть только в многонаселённых городах.
Что же касается бедуинов, а также деревенских жителей, да и вообще большинства сынов Адама, то они не нуждаются во враче, и при этом они здоровее, крепче и выносливее, чем те, кто обращается за помощью к врачам, а продолжительность их жизни примерно одинакова.
Поистине, Всевышний заложил в натуру человека, в его естественную природу это свойство – употреблять то, в чём польза для него, и избегать того, что вредит ему. И Он устроил так, что у каждого народа накапливается знание о том, как и из чего нужно делать лекарства, помогающие справиться с различными болезнями.
Более того, медицина как наука во многом основана на народных методах лечения, опыте, накопленном народом, и пробах и ошибках людей.
Что же касается Шариата, то он основан на просвещении людей относительно того, посредством чего можно снискать довольство Аллаха, и того, что вызывает Его гнев.
В основе Шариата лежит чистое, ни с чем не смешанное Откровение. Человек нуждается в том, чтобы дышать, есть и пить. Однако потребность в Шариате важнее этой потребности, потому что, если человек лишится воздуха, воды и пищи, умрёт его тело, а душа покинет его. А отсутствие Шариата ведёт к тому, что человеческая душа портится, оскверняется и то же самое происходит с его сердцем, а это – настоящая гибель, причём не только в этом мире, но и в мире вечном тоже.
А что такое простая смерть тела по сравнению с этой гибелью, когда человек гибнет бесповоротно, навсегда?!
Именно поэтому люди больше всего нуждаются в знании того, с чем пришёл Посланник (мир ему и благословение Аллаха), следовании этому и соблюдении этого
[Мифтах дар ас-са‘ада]