Ризк (пропитание) не собственность, потому что ризк - это дар, и значение ризка давать. А собственность - это вещь, которой овладел человек путем, разрешенным шариатом.
Ризк бывает халяль (дозволенный) и харам (запретный), и все это богатство, называется ризком. Богатство, которое берет игрок у другого игрока (в азартных играх) тоже ризк, потому что это богатство (хоть и запретное) для каждого из них дал Аллах.
Причиной ризка не является то положение, в котором он находится, или которое он выполняет (ризк от Аллаха).
Среди людей преобладает мнение, что они те, которые дают себе ризк. Они считают, что причиной ризка является то положение, в котором они получают богатство, хотя они собственными языками говорят, что пропитание от Всевышнего.
Они считают, что работник, который получает определенную плату за свое старание и за свой труд, он тот, который дал себе ризк. А когда прилагает усилие или добивается увеличения своей заработной платы различными способами, он считает, что это он сам дал себе излишек.
Также торговец, который извлекает выгоду благодаря своему труду в торговле, он тот, кто дал себе ризк, и врач, который лечит больных тот, который дал для себя ризк. Также они считают, что каждый человек, который занимается делом и добывает от этого выгоду, он тот, который дал себе ризк.
Для них причины ризка - ощущаемые и осязаемые, и являются положением, которое приводит к добыванию богатства. А человек, который выполняет это положение, якобы сам себе дает богатство. И без разницы, он сам делает эту работу или кто-нибудь за него.
Появилось это понятие у людей из-за непонимания реального наложения вещей, при котором они получают пропитание, из-за того, что думали, что положение - это причина ризка, и из-за незнания различий между причиной и положением.
На самом деле эти действия, при которых получают ризк - это просто положение, при котором получают ризк, а не причина для ризка.
Если положение было бы причиной ризка, то не нарушалось бы никогда, вместе с тем наблюдается, что оно очень часто нарушается. Иногда положение существует, а ризк отсутствует, иногда положение отсутствует, а ризк существует.
Если положение было бы причиной пропитания, то из этого положения обязательно исходил бы ризк, но иногда положение существует, а ризк отсутствует, значит это действие не является причиной ризка, а является только положением.
Бывает такой случай, что работник работает целый месяц, затем его заработная плата задерживается за старый его долг, или же задерживается за алименты или за налог. В этой ситуации существует положение, при котором получают ризк, т.е. положение - работа служащего, но пропитание не приходит, потому что он не получил свою заработную плату.
Может быть такой случай, что к человеку приходит почтальон и говорит, что умер твой родственник, живший в Америке, и ты его единственный наследник и все его богатство переходит к тебе, возьми его сам или каким-нибудь другим способом. Этот ризк пришел к нему, и он не знал о нем.
Или может быть вдруг упала одна сторона дома, и найдешь спрятанное богатство, и получаешь его.
Если действие, которое выполняет человек было бы причиной ризка, тогда он не отсутствовал бы. Реальность же подтверждает, что ризк зачастую отсутствует, несмотря на действия, а это указывает, что действия являются только положением, а не причиной для ризка.
Случаев, в которых приходит ризк без явной причины, больше чем мы можем сосчитать. Например: принимать пищу, путешествовать, оставлять приготовленное блюдо и другое - это ощутимые и осознаваемые случаи, которые указывают на то, что действия, в которых обычно происходит ризк - это положение ризка, а не причина.
Кроме этого, случаи, в которых приходит ризк во время осуществления этого действия, нельзя считать причиной для ризка. И нельзя считать человека, который выполнял определенные действия, дающим ризк с помощью этого определенного действия, потому что это противоречит тексту Корана, источник и смысл которого являются окончательными.
Если что-то противоречит тексту Корана, источник и смысл которого окончательны, то текст нужно без сомнения обязательно принять и одним словом отвергнуть другой. Потому что то, что доказано окончательным доказательством - это от Аллаха, его нужно принять, а другое откинуть. Поэтому истина, которую должен признавать каждый мусульманин - это то, что ар-ризк от Аллаха, а не от человека.
Пришли много аятов, которые явно и без изменений указывают на то, что ризк лишь от Аллаха Та'аля, а не от человека. А это заставляет нас твердо верить в то, что способы и методы получения ризка являются лишь положением.
Аллах Та'аля говорит:
“И питайтесь тем, чем наделяет вас Аллах”
“Аллах - тот, который сотворил вас, потом оделил вас”
“Пожертвуйте из того, чем наделил вас Аллах”
“Поистине, Аллах питает, кого пожелает”
“Аллах питает их (животных) и вас”
“Конечно наделит их Аллах”
“Аллах делает широким удел тому, кому пожелает”
“Ищите у Аллаха пропитание”
“И нет ни одного животного на земле, пропитание которого не было бы у Аллаха”
“Ведь Аллах-податель надела”.
Этих и других аятов много, источник и смысл которых окончательный, имеющие всего лишь одно значение, что ар-ризк от Аллаха, ни от кого больше, и лишь Аллах, дающий ризк, т.е. пропитание только в руках Аллаха. И это значение нельзя изменить.
Однако Аллах приказал своим рабам, чтобы они занимались делами, и дал им возможность для выбора работы, с помощью которой добывается ризк. Они, выбирая действия, занимаются ими, которые впоследствии приводят к добыванию ризка. Но эти действия не являются причиной ризка, и люди тоже не являются теми, кто дают себе ризк, т.к. это ясно из текста аятов.
Во всех этих положениях ризк дает Аллах, несмотря на то, что этот ризк халяль или харам, несмотря на то, что Аллах Та'аля сделал эти положения разрешенными или запрещенными и обязательными, и несмотря на то, что пришел ли ризк в этом действии или нет.
Ислам объяснил, каким способом разрешается мусульманину добывать ризк, и каких способом запрещается добывать, и Ислам разъяснил нам и причину ризка, и причину собственности, и определил собственность с этими причинами.
Не разрешается никому овладевать ризком без причины, разрешенной шариатом, потому что этот ризк является халяль, а другой ризк будет харамом, хотя весь ризк - халяль и харам - от Аллаха Субханаху ва Та'аля.
Остался один вопрос: считается ли ризком человека все то, чем он овладел, хотя его не использовал, или ризком человека считается только то, что он использовал.
Ответ на этот вопрос: аяты из Корана указывают на то, что ризк человека - это то, чем он овладел, все равно использовал он его или не использовал.
Аллах Та'аля говорит:
“А у него его доля размерена”
“Чтобы они поминали имя Аллаха над животными из скота, которых Он им даровал”
“Ешьте блага, которыми мы вас наделили”
“И наделили обитателей ее плодами”
“Ешьте и пейте из даров Аллаха”
“И наделяйте их из него, и одевайте их”
Из этих аятов явно понятно то, что слово ризк используется для всех вещей, которыми овладел человек, естественно слово ризк применяется к тому, что использовал человек.
Ризк не ограничивается в том, что использует человек, потому что вышесказанные аяты общие и дают общее значение.
Когда кто-то отбирает у тебя твое богатство путем воровства, грабежа или нахальством, не говори, что он отобрал твой ризк, а говори, что он взял свой ризк у тебя (хотя и запретным способом, за который он будет наказан Аллахом).
Так что, когда человек овладевает богатством, то берет свой ризк, а когда у него отбирается собственность, не считается, что он потерял свой ризк, а считается, что тот, кто овладел богатством взял свой ризк у него.
Никто не может отобрать ризк другого человека, но человек может взять свой ризк у другого (разрешенным или запретным путем).
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр