От аль-Асуада ибн Халяфа и Хаули ибн Хакима (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, ребенок является причиной жадности, трусости, невежества и грусти». аль-Хаким 3/296, ат-Табарани в «аль-Кабир» 24/241. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы: аль-‘Иракъи, аль-Бусайри, аз-Захаби, аль-Альбани и Шуайб аль-Арнаут. См. «Мисбах аз-зуджаджа» 1/246, «Файдуль-Къадир» 2151, «Сахих аль-джами’» 1990.
إن الولد مبخلة مجبنة مجهلة محزنة
Данный хадис не является предостережением от заведения детей! Напротив, Ислам побуждает к увеличению потомства, ведь в достоверном хадисе сказано: «Женитесь на любящих и рожающих, поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими общинами!» Абу Дауд 2050, ан-Насаи 6/65.
Однако смысл приведенного хадиса – это предостережение мусульман от того, чтобы увлечение детьми не стало причиной, влекущей ослушание Аллаха!
Ученые говорили, разъясняя данный хадис, что ребенок становится причиной жадности по той причине, что отец начинает откладывать деньги и перестает расходовать их на пути Аллаха, желая припасти все для своего ребенка.
Что касается трусости, то зачастую человек, у которого родился ребенок, начинает бояться того, что в случае его смерти его ребенок останется сиротой, и что никто как он не сможет о нем заботиться, и по этой причине он начинает оставлять обязательные виды сражения, военные походы, переселение (хиджра) и т.п.
Что касается невежества, то суть этого в том, что дети отвлекают человека от приобретения необходимых для религии знаний, по причине чего он впадает в невежество.
А что касается грусти, то любой ребенок причина того, что его родитель грустит из-за бед, которые постигают его дитя, как болезнь и т.п., и когда он просит что-то отца, тот не в силах ему отказать.
См. “аль-Фаикъ” 185, “Шарху-Ссунна” 13/36, “Файдуль-Къадир” 2151.
По материалам исламских СМИ