Аллах любит мольбу верующего, настойчиво просящего о помощи или избавлении, особенно если облегчение задерживается. Всякий раз, когда отчаяние почти одолевает его, он вспоминает о мудрости и могуществе своего Господа и его сердце наполняется уверенностью в том, что Аллах избрал для него легчайшее и приготовил наилучшее. В такие мгновения, когда надежда граничит с отчаянием, верующим дано прочувствовать, что Аллах с терпеливыми.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, неоднократно подчеркивал значимость мольбы и обучал сподвижников тому, как нужно молиться для того, чтобы получить ответ.
Передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ничто не почитается Аллахом так высоко, как мольба». Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали этот хадис достоверным.
Мольба подчеркивает зависимое положение творения и бесконечное величие Творца, выражает смирение человека перед могуществом Аллаха, и поэтому Аллаху нравится, когда люди обращаются к Нему с мольбами.
Он — ар-Рахим (Милосердный) и любит, когда Его молят о милосердии. Он — аль-Гафур (Прощающий) и любит, когда Его просят о прощении. Он — ал-Ваххаб (Дарующий) и любит, когда люди вымаливают у Него всяческие блага. Он — аш-Шафи (Исцеляющий) и любит, когда к Нему взывают с просьбами об исцелении. Он — аль-Хафиз (Хранитель) и любит, когда люди молят Его о помощи и спасении.
Если же человек проявляет высокомерие и не желает взывать с мольбами к Тому, Чьими благами он непрестанно пользуется, и если он обращается с мольбой к кому-либо из творений, унижаясь перед ним и вымаливая у него то, что во власти одного Аллаха, то он поступает несправедливо и не вредит никому, кроме себя самого.
Ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах гневается на того, кто не просит Его». Этот же хадис приводится в сборнике «аль-Адаб аль-муфрад» имама аль-Бухари.
Мольба — удивительная форма общения с Аллахом, в которой человек нуждается для того, чтобы обрести земное благополучие и достичь духовного совершенства. Но в одних случаях Аллах сразу же отвечает на нашу мольбу и дает нам то, о чем мы просили, а в других случаях ответ на нашу мольбу задерживается, а иногда его приходится ждать долгие годы. И это не удивительно, ведь человек взывает о милости к Тому, Кто знает явное и сокровенное, кто милосерднее по отношению к Своим верующим рабам сильнее, чем они по отношению к своим детям и к себе самим.
Он знает, что есть люди, которые не выдержат испытания болезнью, и Он дарует им благоденствие и здоровье, чтобы они устояли на прямом пути. А есть такие люди, для которых физическая сила станет искушением, и Он посылает им болезнь и слабость, чтобы удержать их от преступлений. Он знает, что некоторых из рабов бедность подтолкнет на совершение грехов, и Он избавляет их от нужды, чтобы они благодарили Его. А для некоторых богатство станет обольщением, и
Он посылает им скудный удел, чтобы удержать их от соблазнов и беспутства. Иногда человек так искренне взывает с мольбой, что она искупает многие из совершенных им грехов и приближает его к Аллаху сильнее, чем любое другое из его благодеяний. И поэтому Аллах задерживает ответ на его мольбу, чтобы человек проявлял усердие в поклонении Ему и чтобы в конечном итоге щедро вознаградить его за выдержку, старание и проявленное терпение.
Поэтому нам не следует торопиться и отчаиваться, если ответ на наши мольбы задерживается. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы получите ответ на ваши молитвы, если не будете торопиться и говорить: “Я взывал с мольбой, но не получил ответа».
В другом хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молитвы раба будут приниматься до тех пор, пока он не просит о чем-либо греховном или о разрыве родственных уз и пока он не торопится». Его спросили: «Посланник Аллаха, что значит торопиться?» Он ответил: «Это когда он говорит: “Я взывал и взывал с мольбой, но не получил ответа”. Это надоедает ему, и он прекращает молиться». Об этом сообщил Муслим.
Выдающийся мусульманский мыслитель Ибн аль-Каййим сравнивает такого человека с тем, кто засеял поле или посадил дерево, ухаживал за ним и поливал его, а потом, не дождавшись созревания урожая, бросил это занятие. Верующий должен знать, что если его мольба была искренней и правильной, то она никогда не пропадет зря. Он должен верить во всемогущество и мудрость своего Господа и не отчаиваться в Его милости.
По материалам исламских СМИ