Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал:
Сколько раз случалось, что в сердце иудея или христианина зарождалась любовь к исламу, но шайтан пытался всеми силами удержать его, говоря: «Не спеши, подумай хорошенько, изучи, исследуй…»
Так он наущает его, заставляя откладывать принятие ислама до тех пор, пока этот человек не умрёт неверующим.
Точно так же шайтан заставляет грешника медлить с покаянием и откладывать его на потом и в то же время предаваться своим страстям и брать от жизни всё, убеждая его, что он сможет покаяться в любое время.
Сколько решительно настроенных людей шайтан заставил отложить задуманное на потом! И сколько желавших совершить благородный поступок отказались от своего намерения из-за наущений шайтана!
Сколько раз внушал шайтан факиху, решившему повторить урок, что лучше отдохнуть, ибо время ещё есть, и сколько раз внушал он проснувшемуся ночью и желающему совершить добровольную ночную молитву, что до утра ещё далеко и времени достаточно и можно ещё поспать. В результате подобных внушений многие люди отказываются от совершения задуманного, откладывают на потом и начинают считать, что времени у них действительно ещё много.
Поэтому человек должен действовать решительно и не откладывать на потом важные дела и тем более религиозные обязанности. Он должен трудиться сегодня, помня о том, что завтра для него может и не наступить, а потерянное время уже не вернуть. Далеко летящие мечты, уверенность в том, что времени ещё много, — вот причина грехов и зла. Человек, убеждённый в том, что успеет покаяться, продолжает творить зло без зазрения совести, и не спешит совершать благие дела.
Один из наших праведных предшественников сказал: «Я предостерегаю от оставления дел на потом, ибо это главный отряд воинства Иблиса. Решительно трудящегося и оставляющего дела на потом можно сравнить с людьми, которые вошли в деревню и решительный, не теряя времени, приобрёл всё необходимое для продолжения путешествия и сел, готовый в любую минуту продолжить путь. А нерадивый сказал: “Потом приготовлюсь, ведь мы, может быть, пробудем здесь целый месяц”.
И когда вдруг подают сигнал продолжить путь, приготовивший радуется, а отложивший приготовления на потом, напротив, печалится, растерявшись. Так же и люди в нашем мире.
Тот, кто был бдителен и готовился к переселению в мир вечный, не печалится, когда к нему является ангел смерти. А обольщённый и беспечный, который откладывал дела на потом, печалится и горько сожалеет, когда приходит время покинуть этот мир.
Если человек по натуре своей склонен откладывать всё на потом и позволять своим мечтам улетать далеко, Иблис побуждает его идти на поводу у своей натуры и человеку становится ещё сложнее проявлять усердие и прилагать усилия… Если только человек вовремя не очнётся и не поймёт, что он на войне и враг не оставляет его в покое ни на минуту и строит козни»
Тальбис Иблис