Вопрос:
Ас-саламу алейкум, о наши шейхи с этого благословенного сайта!
Уважаемый шейх Абу-ль-Мунзир Аш-Шанкити, постоянно происходит путаница у многих братьев из-за отсутствия правильного понимания слов ученых и использования этих слов как аргументов не в подходящих местах.
О шейх, мы знаем, что ученые ахлю-с-сунна нашего времени разошлись во мнениях по вопросу обращения к кафирскому суду при отсутствии шариата и исламского правления, чтобы отстоять свои права или спастись от притеснения. Есть те, кто говорят, что это разрешено. Другие говорят, что не разрешено, но при этом не разрешают обвинять такого человека в неверии. А третьи обвиняют за это в неверии.
Один из братьев, которого мы считаем знающим, придерживается мнения что, разрешено обращаться к кафирскому суду для защиты от несправедливости и получения своих прав при отсутствии шариата. В качестве довода он приводит слова Ибн Аль-Кайима رحمه الله, который сказал: Что касается довольства Мухаммадом как посланником, то оно включает полное следование и совершенное подчинение ему так, что Пророк будет для человека дороже и ближе, чем он сам.
И невозможно получить наставление на прямой путь, кроме как из его слов. И не обращаются за судом и решением, кроме как к нему. И не предпочитается его суду и решению суд и решение кого-то другого, и совершенно не принимается решение кого-то другого, ни в чём-то из Имён, Качеств и Действий Господа, ни в чём-то относящемся к сладости и сущности имана, ни в чём-то из законоположений как явных, так и скрытых. Не принимает человек в этом решения кого-то другого, и принимает лишь решения Пророка.
Если же человек не в состоянии обратиться за решением к Пророку, то его обращение к кому-то другому подобно тому, как вынужденный голодом человек есть мертвечину и кровь, не найдя другой пищи. И лучшее из этих положений подобно использованию песка для тайммума, когда человек не в состоянии использовать чистую воду. (Мадаридж ас-салики, 2/171).
Первый вопрос: Является ли использование этим братом как далила слов Ибн Аль-Каййима правильным в данном случае?
Второй вопрос: Если аргументация этого брата неправильна, то мы просим вас разъяснить, что имел в виду Ибн Аль-Каййим, и в каком случае эти его слова могут быть использованы как далил.
Да благословит вас Аллах, наш дорогой шейх, и да сохранит вас для нас и да не лишит нас ваших знаний.
Просим прощения за множество и длину вопросов.
Ответ:
بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين والصلاة والسلام على النبي الكريم وعلى آله وصحبه أجمعين
Я думаю — а Аллаху известно лучше — что мнение об общей дозволенности обращения в кафирский суд для или защиты от несправедливости является неправильным и противоречащим основам Шариата в этом вопросе.
Ведь несправедливость и притеснение может иметь разные степени. Притеснение может быть легким, не приносящим особого вреда человеку, притеснение может наносить вред, который человек в состоянии вынести, а также есть притеснение, вред который человек не в состоянии перенести, тогда оно подпадает под статус принуждения (икраха).
Обращение за судебным решением к законам, не основанным на шариате Аллаха, является действием, не имеющим оправдания, кроме как если человек находится в состоянии крайней необходимости, имеющей статус принуждения.
Примером может служить ситуация, когда жизни человека грозит опасность, и он не имеет другого выхода кроме обращения к существующей власти для защиты от вреда.
Это и есть ситуация, к которой применимы слова Ибн Аль-Каййима: «…Не принимает человек в этом решения кого-то другого, и принимает лишь решения Пророка. Если же человек не в состоянии обратиться за решением к Пророку, то его обращение к кому-то другому подобно тому, как вынужденный голодом человек есть мертвечину и кровь, не найдя другой пищи»
Слова Ибн Аль-Каййима ясно указывают на обязанность человека отдаляться от обращения к не-шариатскому суду, и у человека нет оправдания для нарушения этой обязанности, кроме как в состоянии бессилия.
И поэтому сказал Ибн-Аль-Кайим: «…принимает лишь решения Пророка. Если же человек не в состоянии …»
Что касается притеснений, не приносящих вреда, или притеснений, которые обычно человек в состоянии перетерпеть, как, например, притеснения, не связанные с риском для жизни, то для мусульманина является обязанностью переносить их, оберегая таухид, так как это испытания, которыми Аллах испытывает своих рабов. Аллах говорит: Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой…
А Аллаху известно лучше.
Хвала Аллаху, Господу миров.
Абу-ль-Мунзир аш-Шанкиты
Перевод: Абу Тальха
Оригинал: هل من توضيح لكلام للإمام إبن القيم يستدل به البعض بجواز التحاكم إلى غير شرع الله لرد المظالم