С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху Господу миров! Мир и благословение посланнику Аллаха Мухаммаду, его семье и сподвижникам. Кого направил Аллах, того никто не собьет, а кого Аллах сбивает с пути, того никому не направить.
Известно, что непричастность (бара), являясь составляющей обязанности отрицания, заложенного в формуле «нет бога, кроме Аллаха», – одна из фундаментальных основ нашей религии.
Шейх уль-Ислам Ибн Таймийа сказал: «Из основ религии подчиняться посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, любить того, кого он любит, быть против тех, против кого он, быть довольным теми, кем был доволен он, и гневаться на тех, на кого гневался он, проявлять приверженность(уаля) его друзьям и враждебность (бара) его врагам». «Маджмууль-фатауа», 3.
Каким же образом проявить своё неприятие врагам Аллаха и тем самым выполнить требование этого дина?
Самая высшая степень приверженности религии Аллаха и самая высшая степень враждебности к Его, Свят Он и Велик, врагам — есть вершина Ислама, Джихад.
Однако ´Абдуллах б. Мас´уд, да будет доволен им Аллах, об аяте: «..Сражайся с неверными и лицемерами..», говорил: «Сражение ведется рукой, если не под силу рукой, то языком, и если это не под силу — то сердцем и угрюмым выражением лица при встрече». (Сахих Маукуф. Ибн Аби Хатим, Тафсир, 7/333; ат-Табари, 14/358).
В другой версии: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было велено совершать джихад рукой, в случае немочи — встречать их с неприветливым выражением лица». (Сахих. аль-Байхакъи в Шуабуль-Иман 7/38).
Так же его слова: «При встрече с грешником, встречай его с угрюмым (неприветливым) выражением лица». (Сахих Маукуф. ат-Табарани, 9/112; аз-Захаби в Му´джам-Латиф 39).
Еще он говорил: «Если у тебя окажется сосед грешник, и тебе не под силу будет его исправить, то встречай его с угрюмым лицом». (Сахих Маукуф. Ханнад ас-Сари, аз-Зухд 1251; Уакьи, аз-Зухд 532).
Мусульманин обязан не только отдаляться от неверных и грешников, но и выказывать свою неприязнь в отношении их и их деяний.
От ´Абдуллаха ибн Мас´уда, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Усердствуйте в приближении к Аллаху, сея в сердцах гнев (злобу) тех, кто водрузили знамя «ослушания Аллаха». Встречайте их не иначе, как с угрюмым лицом. Приближайтесь к Аллаху, отдаляясь от них». (Хасан ли-гъайрихи. Ибн Шахин, ат-Таргъиб 482; ад-Дайлями 2320; Ибн Хаджар, Гъараибуль-Мультакита (рукопись номер: 1234); Малик б. Мигуаль предеал это как слова Исы мир ему: Ибнуль-Мубарак, аз-Зухд 355; Ахмад, аз-Зухд 299).
Очевидно, что «джихад мимикой» — наименьшее из того, что мусульманин может сделать. И это – не просто показатель исламской благовоспитанности. Это – то, к чему нас обязал Всевышний. Предписание Его религии, невыполнение которой влечет за собой гнев Аллаха и соответствующие последствия.
Абу Хазим Абдуль-Гъаффар б. аль-Хасан — Абдуль-Азиз б. Аби Раууад — Нафи путем иснада Ибн Умара, да будет доволен им Аллах: Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах наполнит сердце иманом и безопасностью того, кто отвергал обладателя новшеств. В день великого страха Всевышний обезопасит от страха человека, унижавшего обладателя новшеств. А тот, кто обходился мягко с нововеденцем: угощал его и показывал улыбчивое выражение лица, — тем самым пренебрег тем, что было ниспослано Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха». (Сахих Хасан. Кудаи, Муснаду Шихаб 537. Абу Хатим относительно в иснаде Абу Хазима Абдуль-Гъаффара б. аль-Хасана говорил: «Нет проблем»).
В риваяте Абу Нуайма следует таким образом: «Аллах Всевышний наполнит сердце иманом и наградит безопасностью того, кто проявлял неприязнь ради Аллаха и отворачивал свой лик от нововеденца. Тот, кто будет избегать обладателя новшеств, Аллах обезопасит его от страха в день великого суда. Тот, кто приветствует нововеденца и встречает его с приветливым лицом, направляется к нему, будучи улыбчивым, тот пренебрег тем, что было ниспослано Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха,». (Абу Нуайм, Хилья 8/199; Хатыб, ат-Тарих 10/263).
В другом риваяте следует лафз этого хадиса: «Аллах Всевышний наполнит сердце иманом и наградит безопасностью того, кто проявлял неприязнь ради Аллаха и отворачивал свой лик от нововеденца. Тот, кто отвергнет обладателя новшеств, Аллах обезопасит его от страха в день великого суда. Всевышний возвысит на сто ступеней того, кто окажет помощь против нововеденца. Тот же, кто поприветствует нововеденца или же встретит его с улыбчивым выражением лица, или направится к нему, радуя его, тот тем самым пренебрегает ниспосланным Всевышним Аллахом Мухмаммаду, мир ему и благословение Аллаха». (Харауи, Заммуль-Калям 949; Хатыб, Мууззаху Аухам 288; Хадису Абиль-Фадль аз-Зухри номер: 147; Ибн Аби Мубаррад, Джам´у Джуюши-Ддасакир ´Аля Ибн Асакир номер: 46; ад-Дайлями 5779. Ибн Маин относительно присутствующего в иснаде аль-Хусейна б. Халида сказал: «Недостоверный». Ибн Адий говорил: «Его хадисы от слабых, либо от неизвестных передатчиков»).
Абу Нуайм в Хилья 8/200… Приятель Ибрахим б. Адхама; Путем Мухаммада б. Мансур аз-Захида, Абдуль-Азиз б. Аби Раууад — Нафи — Передал от Ибн Умар да будет доволен им Аллах… Ибн Асакир 54/199; Мухаммад б. Мансур — Абдуль-Азиз б. Мухаммад ад-Дарауарди — Нафи — передал путем цепочкой передачи Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Тот кто устрашит (запугает) нововеденца, Аллах наполнит его сердце благодатью и иманом. Всевышний обезопасит от великого страха того, кто отвергал обладателя новшеств. Тот, кто принизит нововеденца, Аллах возвысит его ступень в Раю. А тот же, кто при встречи с ним проявит мягкое обхождение и выразит свою приветливость — пренебрежет тем, что было ниспослано Аллахом Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха».
Согласно передачи имама ас-Суюты в Лаалиуль-Маснуа 1/230; Абу Наср Убайдуллаха б. Саида б. Хатима ас-Саджази в аль-Ибана; Абдуль-Маджид б. Абдуль-Азиз б. Аби Раууад — от отца — Нафи — передал с цепочкой Ибн Умарa, да будет доволен им Аллах, что пророк мир ему и благословение Аллаха сказал: «Тот, кто отвернет свое лицо от нововеденца, Аллах возвысит его на сто ступеней в Раю. А тот, кто приветствует обладателя новшеств и радует его своим приветливым выражением лица, тем самым пренебрегает тем, что было ниспослано Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха».
Принципиальная важность этого положения религии и предупреждение от беспечного отношению к обязанностям, возложенным на мусульман касаемо непричастности к ослушникам Аллаха, хорошо подчёркнуты в словах Ибн Таймийи, который, комментируя 22 аят суры «Препирательство», сказал: «Аллах сообщает в этом аяте, что не может быть верующих, которые бы питали любовь к противникам Аллаха. Суть веры и любовь к ним противоположны друг другу».
Так не следует ли нам как минимум воздержаться от любого проявления симпатии к тем, кого ненавидит Аллах?!
Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Человек лишь тогда достигнет любви и покровительства Аллаха, когда то, что любит, будет любить ради Аллаха, обижаясь на кого-то, будет обижаться ради Аллаха, враждовать с врагом своим будет ради Аллаха. Пока он не будет поступать, таким образом, не вкусить ему подлинного имана, как бы долго он ни молился и как бы долго ни соблюдал пост. Но, к сожалению, дружба стала строиться на основе земного, а это не даст никакой пользы на том свете». Ибн Джарир ат-Табари.
И в конце воздадим хвалу Аллаху!
Подготовил: Абу Усама ад-Дагестани