Беседу ведёт брат Халид Абдуллах:
— Хвала Аллаху, мир и благословение нашему Пророку, его семье, его сподвижникам, а затем…
Сегодня с помощью Аллаха мы бы хотели начать первую часть очень важной и актуальной на сегодняшний день темы из жизнеописания нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с уважаемым шейхом-мухаддисом Абу Исхаком аль-Хувейни, да сохранит его Аллах.
Мир вам, о уважаемый Шейх! С дозволения Аллаха мы хотим затронуть тему мусульманских семей и супружеских отношений… У большинства мусульман на сегодняшний день есть немало знаний о жизнеописании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об его прекрасном нраве, его поклонении, его Джихаде и многом другом. Но, к сожалению, о взаимоотношениях Пророка со своими жёнами мы знаем не так много. Мы нуждаемся в этих знаниях.
И каким образом можно вернуть дисциплину в мусульманские семьи, лишённые спокойствия, милости и любви, которая существовала раньше?!
В настоящее время участились случаи развода, прерывания родственных связей, хотя призыв к Исламу крепнет, уроки проводятся в разных местах, всё доступно! Но тем не менее мы наблюдаем распространение упадка нравов повсеместно! Почему это происходит, и разве таков был пример посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?!
Ответ шейха Абу Исхака аль-Хувейни:
— Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему Пророку, господину всех посланников, да благословит его Аллах и приветствует, его семье, его сподвижникам!
В действительности я хотел бы поставить несколько осей, с помощью которых можно будет обнаружить болезнь, а затем найти излечение от неё!
Всем известно, что самым лучшим мужем на этой земле являлся Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. И мы хотим поговорить о нём как о муже. Как он обращался со своими жёнами, каков он был в своём доме. И как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: Лучшим из вас является тот, кто лучший для своих родных, и я являюсь лучшим для своих родных!
Также хотел бы обратить внимание на некоторые очень важные основы.
Первую основу я бы сформулировал так: нарушение дистанций — корень всех проблем!
Я имею ввиду ту дистанцию, которую Аллах установил между своими рабами. К примеру, между правителем и подчинённым есть дистанция. И ни в коем случае нельзя обращаться к правителю так, как ты обратился бы к подчинённому или обычному человеку.
Имам Шафии, обращаясь к повелителю правоверных, говорил: «О сын дяди посланника Аллаха!..» Он упоминал сначала его происхождение, а затем продолжал разговор.
Также неправильное обращение к правителям или уважаемым людям приведёт к нарушению прав обычных людей и потере многих благ. Раз существует дистанция между правителем и подчинённым, то сокращение этой дистанции приведёт к плохим результатам, то есть к дефекту.
Таким же образом существует дистанция между отцом и сыном. Сын не должен смотреть на отца пристально, идти впереди него, называть его по имени. А если сын нарушит эту дистанцию и встанет наравне со своим отцом, будет дефект!
Такая же дистанция между мужчиной и его женой.
Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества (сура «Женщины», аят 34).
И это ни в коем случае не ущемление прав и достоинства женщины. Аллах по своей милости даровал женщине такое предназначение! А вот оставление женщиной своего естества и привело к испорченности мужчин во всем!!!
Роль женщины в обществе и воспитании будущего поколения очень важна и опасна.
С чем я сравниваю эту роль?!
Допустим, в очень важном дорогом районе решили построить небоскрёб. Конечно же, небоскрёб нуждается в очень прочном фундаменте. И больше всего времени требуется именно на это.
Пока строится фундамент, никто даже внимания не обращает на стройки, вообще! А вот когда небоскрёб уже достроен, все начинают спрашивать, кто такой превосходный небоскрёб построил? Все восхищены дизайном, декором, и никто даже не задумывается про фундамент, на котором держится вся эта красота! А когда же всё-таки вспоминают про фундамент?! Когда с небоскрёбом что-нибудь случится или что-то где-то пошатнётся! Мгновенно призовут инженера, который строил фундамент.
Роль женщины такая же! Она занята под землёй! В подполье, как говорится! Никто не видит и не замечает её очень важной роли в воспитании ребёнка. И, несомненно, вся основа любой общины держится на плечах женщины!!
Наши враги очень хорошо это поняли и развратили наших женщин всем, чем только можно было! Даже в обычной рекламе по телевизору всё рекламируют только женщины — даже продукцию, предназначенную для мужчин! Даже крем для бритья! Сначала ставят нежное лицо женщины и заверяют тебя, что после бритья предлагаемым кремом твои щёки станут такими же нежными, как у неё!!
Наши враги постарались использовать женщин везде и во всём! Потому что, если женщина оставит свои естественные обязанности, ради которых была создана, воспитать настоящих мужчин становится практически невозможным!
Иначе говоря, женщину поставили на то место, для которого она не была создана (предназначена)! И женщина поверила! Ей сказали: «Ты же половина общества, ты являешься зарытой энергией!»
И она поверила!
Затем с целью сравняться или же опередить мужчину она вышла из своей крепости и начала так же, как и мужчина, работать, уставать, соревноваться! Женщину ты увидишь сейчас везде. В суде, в полиции, в строительстве и т.д.
Я хочу сказать, что раз Аллах создал женщину для определённой цели, она не сможет быть так же полезна в другом! Это как если кто-то придёт и скажет маляру, что его работу лучше него выполнит инструктор по изготовлению оружия!
У каждого своё предназначение и профессия. Даже если мусорщик перестанет выполнять свою работу, возникнет большая проблема!..
Поэтому раз Аллах создал каждого для какой-то цели, он не сможет быть полезен в другом и провалится!
Аллах говорит в Коране: Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества (сура «Женщины», аят 34).
Мы понимаем из этого аята, что Аллах дал мужчине преимущество в двух вещах.
Первое — это то, что Аллах изначально дал мужчине это преимущество, сказав: Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими.
Второе —- потому что именно мужчина обеспечивает семью: И потому что они расходуют из своего имущества.
И разумеется, он стоит выше за счёт того, что обеспечивает семью.
Однако, как я уже говорил, решив сравниться со своим мужем, женщина устраивается на работу. А когда посмотришь на семьи, заметишь, что больше всего проблем возникают именно в тех семьях, где женщина работает. А семьи, где она не работает, является наиболее прочной и спокойной!
Почему?! Потому что женщина не взяла на себя половину того преимущества, что Аллах дал мужчине. Иногда женщина даже опережает мужчину во многих вещах. Умственно, физически и прочее. А её муж считается немного тупым и неуклюжим. И женщина видит, что прекрасно может обеспечивать себя и содержать дом, то перестаёт видеть нужду в муже!
Да, несомненно, есть успешные, талантливые женщины, которые могут прекрасно работать, решать какие-то важные проблемы. Но это является исключением, а хукм [правильная правовая оценка] не строится на меньшинстве или исключениях.
В общем же она не обязана этого всего делать. И любая женщина, признаёт она это или нет, не хочет делать всего того, что на неё взвалено!
Когда я это говорю, многим кажется, что я презираю женщин. Нет же, это не так!
Я говорю, что женщина должна оставаться на том месте, для которого и была создана, так же как и мужчина! И нужно соблюдать дистанцию, установленную Аллахом между своими созданиями, в обязательном порядке!
Вторая основа заключается в вопросе «Почему мы женимся»?
Вопрос очень лёгкий, но ответ непростой. Многие задумаются и после долгого раздумья дадут неправильный ответ: к примеру мать хочет, чтобы я женился, или же для продолжения рода, или же сам в этом нуждаюсь.
Так почему же мы женимся? Ответ ты найдёшь в аятах развода! Задумайтесь над этими аятами, которые все не раз читали и повторяли.
Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. А если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками.
Если он развёлся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих (сура «Аль-Бакара», аяты 229–230).
В случае если женщина презирает мужа, она имеет право просить развод с условием возвращения ему предбрачного дара, который он дал ей, но если муж согласен уступить ей калым, она может оставить его себе.
Из этих аятов мы ясно понимаем, что женщина просит развод у мужа не только по причине того, что презирает или не любит его. В первую очередь она должна это делать из-за боязни преступить ограничения Аллаха. Это должно являться основной причиной!
Приведём пример жены Сабита ибн Кайса, которая презирала своего мужа. Она не смогла это вынести и пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, рано утром. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Кто?» Она ответила: «Жена Сабита ибн Кайса». «Что случилось?» — спросил Пророк, и тогда она сказала: «Ни я, ни Сабит ибн Кайс!» (То есть у него своя дорога, у меня — своя) — и продолжила: «Поистине, я боюсь Аллаха и неповиновения после Ислама!»
Она имела ввиду, что из-за презрения к мужу боится невыполнения своих обязанностей по отношению к нему.
В некоторых преданиях хадиса говорится, что причиной её презрения к Сабиту был его внешний вид. Он был низкого роста и некрасив. И сказала Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, если бы я не боялась Аллаха, я плюнула бы ему в лицо!»
Ей не нравился только его внешний вид! Ни его нрав, ни его Ислам не давали в себе усомниться или разочароваться! И это несмотря на то, что Сабит ибн Кайс был обрадован Раем самим Посланником, да благословит его Аллах приветствует!
Однако в таких личных вопросах Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никого не заставлял. Достаточно привести пример Барира и Мугиса. Когда однажды Мугис пришёл к Пророку со слезами на глазах из-за того, что Барира освободилась от рабства, а он остался рабом. А в случае когда женщина освобождается от рабства, она в праве выбирать, оставаться ей с рабом дальше жить, будучи свободной, или же оставить его. Так как раб и свободная женщина не равны. Она выбрала свою свободу и не захотела оставаться с ним.
Но Мугис её очень сильно любил и попросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, походатайствовать за него перед ней! И Пророк обратился к ней и предложил и дальше оставаться с ним. Тогда Барира спросила: «Это приказ, о посланник Аллаха?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, поистине, я только ходатайствую за него!» Тогда она ответила: «У меня нет нужды в нём!»
Вернёмся к тому, что жена Сабита ибн Кайса попросила развод. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Ты вернёшь Сабиту его сад?» Она ответила: «Да!» И тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел Сабиту дать ей развод. Поистине, она попросила развод из-за своей богобоязненности. Ведь неповиновение мужу может привести к Огню, да убережёт нас всех Аллах от этого!
И я обращаюсь к мусульманским семьям. Та женщина, которая боится ослушаться Аллаха, имеет право просить развод! Ведь смысл брака заключается в соблюдении ограничений и приказов Аллаха! Не раз в аяте повторяется: Если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха (сура «Развод», аят 229).
Даже в случае тройного развода, если женщина выйдет замуж за другого и разведётся с ним и первый муж захочет её вернуть, он не имеет право её возвращать, не будучи уверенными, что они больше не будут преступать ограничения Аллаха и будут жить в соответствии с законами Аллаха!!
Если он развёлся с ней в третий раз, то ему недозволенно жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих (сура «Аль-Бакара», аяты 229–230)
Дальше Аллах говорит в Коране: А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым (сура «Та-Ха», аят 124).
Если изначально родители преступали границы Аллаха, в будущем они увидят плоды этого в своих детях! Есть такие родители, которые живут только ради себя, а их дети предоставлены самим себе! В итоге дети невоспитанны, не знают своего места в обществе. Один преступник, другой вор, третий пьяница. Это и есть тяжкая жизнь! Такие родители несут наказание в этой жизни и в следующей. В этой жизни им приходится краснеть за своих детей, каждый день жалобы на детей, суды, тюрьмы. Если они уважаемые в обществе люди — тем более для них это всё позор.
А в Следующей жизни наказаны тем, что даже молитвы своих детей не удостоятся.
Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Когда умирает сын Адама, прерывается дело его, за исключением трёх вещей: милостыня, которая не прекращается; знание, из которого можно извлечь пользу; благочестивый сын, который молится за него!
Если твои дети преступники, они не будут знать, ради чего созданы и кому должны поклоняться. И даже дуа (мольбу) за тебя не сделают после твоей смерти! Разве это не наказание?!
Никакой пользы от собственных детей. Потерял эту и Последнюю жизни!
Третья основа, которую я хотел бы затронуть — то, что женщина не знает истинную свою обязанность по отношению к своему мужу! Аллах сделал женщину спокойствием для мужчины, а не наоборот. И это подтверждается в двух аятах Корана.
Он — Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашёл в ней покой (сура «Ограды», аят 189).
Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих (сура «Римляне», аят 21).
Следовательно, именно женщина и является успокоением для мужчины. Но, к сожалению, женщина во многих случаях превращается не в спокойствие, а беспокойство! Она с отличием перешла от обязанности быть покоем в причину беспокойства во всём!
Но нужно признать, что есть глупые мужчины, которые испортили женщину и не помогают ей в выполнении своей важной роли в жизни! Большинство женщин стремятся выполнять и жить по законам Аллаха. Но муж не предоставляет ей такой возможности и не поддерживает её в этом! Ведь мужчина является господином для своей жены! Но по причине того, что мужчина, в свою очередь, тоже отклонился от следования нравам нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, женщина не проявляет к мужу никакого уважения, и он перестаёт быть для неё господином! И, следовательно, если границы уважения пали, возникает проблема. И проблема немаленькая!
В основе своей мужчина является шейхом женщины, её учителем во всём. От него она берёт хорошие качества, знания… А если мужчина не в состоянии донести до женщины это всё, проблемы семейные неизбежны!
Мужчина выходит на работу, встречается с людьми, посещает уроки и лекции шейхов, у него поднимается иман. А женщина — слабое существо, мало выходит, постоянно с детьми. Если муж не в состоянии поднять иман, кто её иман повысит?! Ведь в укреплении имана нуждаются как мужчина, так и женщина!
Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после посещения Пророка приходили домой и рассказывали жёнам всё новое, что узнали и услышали от него, да благословит его Аллах и приветствует! Сами жёны сподвижников, да будет доволен ими Аллах, спрашивали у мужей, что говорил Пророк или делал, и мгновенно начинали претворять все эти знания в повседневной жизни!..
Халид Абдулла:
Да воздаст Аллах вам благом, о уважаемый шейх!
В следующей главе, с помощью Аллаха, мы с нашим уважаемым шейхом продолжим разговор о том, как вернуть дисциплину в мусульманские семьи в наше время с помощью аятов Корана и сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И начнём разбирать хадис Аиши, да будет доволен ею Аллах, про Умм Зара.
Хадис, как вы все знаете, длинный, очень интересный. Из этого хадиса, с помощью Аллаха, можно извлечь очень много пользы для мусульманских семей! И в дальнейших наших встречах с нашим уважаемым шейхом мы и намерены начать разъяснение этого хадиса.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
И в заключение хвала Аллаху, Господу миров!
Продолжение следует…
Перевод лекции подготовила сестра Дуджана
Источник: UmmaNews