Был спрошен Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, о том кто говорит: «Я хочу убить себя ради Аллаха!»
Шейх Ибн-Таймийя ответил:
“Что касается его слов «Я хочу убить себя ради Аллаха» – то это краткие слова того, кто погибает по причине выполнения приказа Всевышнего, поэтому, такой человек – праведник. Как например тот, кто нападает на ряды врагов в одиночестве, бросаясь на них для того, чтобы принести пользу мусульманам, и он уверен в том что будет убит – это прекрасно!
Это о таких как он Аллах сказал:
«Среди людей есть такой, кто продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха, а Аллах снисходителен к рабам» (Бакъара, 207)
Примеры этого в сахабах, которые врывались в ряды врагов в присутствии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Передал аль-Хъалляль со своей цепочкой передатчиков, от ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба, что “Человек напал на врагов в одиночестве и Анас сказал о нем: «Бросил себя на погибель своими руками!» На что ‘Умар ответил: «Нет! Он из тех, о ком Аллах сказал: «Среди людей есть такой, кто продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха, а Аллах снисходителен к рабам» (Бакъара, 207)”
Что касается того, кто делал то, что не было ему вменено, как например тот, кто купался в очень холодную погоду холодной водой, вследствие чего умер, хотя было очевидно, что он от этого умрет; или например постящийся в Рамадан, а тем более в другие дни, зная, что пост его погубит – то такой человек в большом ослушании, и совершает недозволенное.
Передал Абу Дауд в своем «Сунане» рассказ о том, как “во время поездки один мужчина ударился головой об камень и разбил голову. Во сне у него произошла поллюция, и он спросил у своих спутников: «Могу ли я очиститься песком?» Они ответили: «Мы думаем, что ты не должен очищаться песком, если можешь искупаться водой». Он искупался и умер. Вернувшись, люди рассказали об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «Они погубили его! Да погубит их Аллах! Почему они не спросили о том, чего не знали?! Воистину, исцеление невежества – это вопрос. Ему было достаточно очиститься песком, перевязать рану, обтереть повязку и помыть все остальное тело»”
Так же и в хадисе о том, что “Амр Ибн Аль-‘Ас попал в большое осквернение на одном из походов. Ночь была холодная и ‘Амр совершил очищение песком и помолился со сподвижниками. По возвращению они сообщили об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «О ‘Амр, ты молился со сподвижниками, в то время как ты в осквернении?» ‘Амр ответил: «О Посланник Аллаха, поистине я слышал слова Аллаха: «Не убивайте самих себя». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся и не сказал ему ничего”.
В этом сообщении ‘Амр упомянул, что акт поклонения, приводящий к гибели, но при этом не приносящий никакой пользы – это относится к самоубийству, которое запретил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Ведь самоубийство – это грех, согласно Корану, Сунне и единогласию ученых. Достоверно передано от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Самоубийца будет подвергнут мучениям в Судный день». А так же в другом хадисе: «Для самоубийцы стал запретным рай и стал обязательным огонь».
Также рассказ о сражавшемся, который будучи раненным, не стерпел боль и заколол самого себя, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что он из обитателей огня и что его конец печальный. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал заупокойную молитву по самоубийце. По этой причине когда Самуре Ибн Джундабу сообщили о том, что его сын отравился, он сказал: «Если он умер, то я не буду молиться по нему!».
Обязательно для каждого верующего, чтобы он делал различение между самоубийством, запрещенным Аллахом, и между установленной самим Аллахом торговлей своими душами и имуществом ради Него.
Сказал об этом Всевышний: «Поистине Аллах купил у верующих их души и имущество взамен на то, что для них (уготован) Рай». А также сказал Аллах: «Среди людей есть такой, кто продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха» – т.е. продает свою душу Аллаху.
Таким образом, правильное в этом вопросе то, что соответствует Корану и Сунне, а не то, что находят правильным некоторые люди, видение которых противоречит Корану и Сунне! Такие люди это те, о ком сказал ‘Умар Ибн ‘Абдуль-‘Азиз: «Кто поклоняется Аллаху без знания, тот приносит больше вреда, чем пользы!»
Так же из числа того, что надлежит знать, это то, что довольство Аллаха и его благосклонность не достигается за счет простого ввергания себя в затруднения и тяжести. Как думают некоторые невежды, что чем сильнее ты затруднишь свои деяния – тем лучше это будет перед Аллахом. Нет, награда зависит от блага этого деяния, выгоды и пользы, а также от меры покорности Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Деяние, которое является благим и совершается с покорностью и следованием – оно и будет лучшим.
Поистине, деяния не измеряются их изобилием, а измеряются тем, чего хочет достичь сердце посредством этих деяний. Поэтому пришло, что “однажды сестра ‘Укъбы бинт ‘Амир дала обет, что совершит хадж пешком и босиком, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Аллах не нуждается в том, чтобы твоя сестра истязала себя. Вернись и скажи ей, чтобы она села верхом»”
Также хадис Джуейрии, о том, “что она раскидывала камешки или косточки и зашел к ней Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утром, потом зашел вечером, и оба раза застал ее за этим занятием. После чего сказал ей: «Я сказал после тебя три раза четыре слова, и если бы взвесили то, что сказал я и то, что говорила ты целый день, то перевесили бы мои слова»”
Смысл в том, чтобы раб Аллаха понимал, что Он не возлагает на душу, кроме того, в чем, благо для нее, и не запрещает ничего, кроме того, в чем вред для нас. Аллах побуждает к благу и удерживает от вреда. Аллах, Свят он, запретил для нас порочные поступки только из-за заключающегося в нем вреда и порчи. Также Он велел нам совершать праведные деяния из-за заключающейся в нем пользы и блага для нас.
Совершение некоторых из этих деяний возможно только с перенесением трудностей, как например при совершении Джихада, Хаджа, повеления одобряемого и удержание от порицаемого, требование знаний и др. Следует переносить эти трудности, потому что за этим следует благо. Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аише, когда она сделала Умру совершая большой хадж, в год Хаджа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Твоя награда по мере твоего труда».
Однако если достигаемая выгода не оправдывала трудности, то это порча, а Аллах не любит порчу.
Если человек этими усилиями принесет большой финансовый успех или защитит от грозного врага – то это восхваляется. Если же кто-то сильно рискует и прилагает много усилий, добиваясь при этом совсем малой финансовой прибыли или лишь предотвращает незначительный ущерб (мусульманам) – то этот подобен тому, кто меняет свои тысячу дирхам взамен на сто; или подобен тому, кто ездит на расстояние дня пути для того, чтобы позавтракать, в то время как он может поесть лучше этого в своей стране!
Все приказы в Шариате основываются на справедливости, умеренности и середине, которая является лучшим из положений. Как Фирдаус, поистине, он лучшее место Рая и его середина; и кто был таким же – тот попадет туда, ин ша-Аллах. Это относится к любому поклонению. Поклонение не подразумевает под собой голод, оставление сна или передвижение только пешком.
Оно подразумевает познание Аллаха, любовь к Нему, испрашивание у Него прощения, упование на Него – это предписано и является совершенным. Но попадает в это чрезмерность и несправедливость, когда привносится в это что-то новое. Как например, уповая на Аллаха, сами не создают причины и не стараются, хотя это приказано. Или разрешают оставление обязательного, разрешают запрещенное, следуя за тем, что им любимо, и прочее.
Аллах, свят Он и Велик, знает лучше!»
См. «Маджму’уль Фатауа» Шейхуль Ислама Ибн Таймийи, т. 6; стр. 97