Основой всех благ, является успех [«таувфикъ» (توفيق)] от Аллаха, а ключ к этому мольба [«дуа»]
«Основа всех благ,- это знание, что будет только то, что пожелал Аллах, а чего Он не желает, никогда не произойдет. Отсюда, становится абсолютно ясно, что все хорошие дела происходят по Милости Его, и ты благодаришь Его за это, проявляешь пред Ним свою смиренность и покорность, боясь, что это прекратится. И также плохие дела, они являются Его наказанием, за что ты начинаешь Его молить, прося преградить тебе путь к ним, и прося чтоб Он не оставлял нас на самих себя в совершении благого и отстранении от плохого.
Ученые, истинно познавшие Аллаха, единогласны во мнении, что основа всех благ, заключается в содействии Аллаха Своему рабу, а основа всего плохого, заключается в оставлении раба без поддержки, в безуспешности. Они сказали что успех, - это когда Аллах не оставляет тебя на самого себя, а безуспешность,- это когда Аллах поручает тебя самому себе.
Таким образом, если основа всех благ есть успех, который в Руках Аллаха, а не в руках раба, то ключом к благу будет мольба к Нему, нужда в Нем, правдивое обращение к Нему в страхе и надежде. И когда дается рабу этот ключ, значит, Он желает открыть для него эту дверь, а кому не дан этот ключ, для того дверь блага останется запертой.
Правитель правоверных, Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я нисколько не переживаю за ответ на мольбу, но однако меня заботит сама мольба. Если мне внушено совершить мольбу, то я знаю, что с ней будет и ответ».
По мере намерений раба, его заботы, желания и стремления в этом, приходит содействие Аллаха, Свят Он и Велик и Его помощь. Помощь и поддержка Аллаха снисходит на Его рабов, по мере их заботы и стремления, в меру их страха и надежды, таким же образом, безуспешность и неудача зависит от степени вышеперечисленного. Аллах, Свят Он и Велик, Справедливейший из Справедливых, Наизнающий из всех, Он дает успех и Своею поддержку тому кто достоин этого, а безуспешность достойному её, и Он Знающий Мудрый.
Каждый, кто получил то, что получил, приобрел это за то, что утратил дело и чувство благодарности перед Ним, за халатность в ощущении потребности в Нем и в мольбе к Нему. И не преуспел, из тех, кто преуспел по Воле Его, кроме как за свою благодарность и искреннее выражение нужды в Нем и мольбы к Нему. Главным же во всем этом является терпение, оно для Веры (Имана) как голова для тела, – если отрубить голову, то погибнет и тело». Ибн Къайим аль-Джаувзия, да смилуется над ним Аллах.
Книга «аль-Фаваид» стр.144-145