Собрано по работам Ибн Раджаба аль Ханбали, Ибн аль Ка'йима аль Джаузия и Абу Хамида аль Газали.
Согласно ранним источникам собрано и подготовлено Ахмадом Фарид
Предисловие автора
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его, да благословит Аллах и приветствует его, его семью и сподвижников!
О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! [Аль Имран (3):102]
О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами. [Ан Ниса (4):1]
О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха. [Аль Ахзаб (33): 70-71]
Одной из самых важных целей, для которого был послан Пророк этой нации, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, была очищение души человека. Аллах, говорит про эту миссию:
Он - Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении. [Аль Джумуа (62):2]
Поэтому, любой кто истинно надеется на встречу с Аллахом и в Последний День, должен быть заинтересован в очищении своей души, ибо Аллах после одиннадцати клятв, связал успех Своих рабов с очищением души, в Коране больше не найти клятв, подобных этому:
Клянусь солнцем и его сиянием! Клянусь луной, которая следует за ним! Клянусь днем, который выявляет его (солнца) сияние! Клянусь ночью, которая скрывает его! Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг (или тем, как Он воздвиг его)! Клянусь землей и Тем, Кто ее распростер (или тем, как Он распростер ее)! Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным) и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил ее. [Аш Шамс (91):1-10]
Слово тазкият означает очищать или чистить; слово закатисходить с одного корня, поскольку закат очищает богатство и это признание права Аллаха на долю его.
В наше время, стало трудным получать пользу прямо из книграка’ик[1], которые были написаны первыми поколениями Мусульманских ученых. Большинство этих книг состоят из многих частей и для большинства Мусульман, составляет трудность найти доступ к этим книгам. К тому же, в них часто находятся слабые и выдуманные сообщения.
Поэтому, мы решили сделать подборку из самых достоверных сообщений, которые дошли до нас со слов экспертов, чьи работы пролегают в области даууа: это Шамсуддин ибн аль-Ка́йим, Ибн Раджаб аль Ханбали и Абу Хамид аль Гхазали. Мы искренне желаем, чтобы эта книга стала полезным источником и в конечном счете станет доказательством пользы, в День, когда ни деньги, ни дети не принесут пользы, ибо никто не извлечет прибыли кроме тех, которые придут тогда с чистыми сердцами.
Вся хвала принадлежит Аллаху и вся власть принадлежит Ему.
Он наш Господь и к Нему предстоит прибытие всех!
Первое
ИСКРЕННОСТЬ
Искренность – это освобождение своих намерений от всех примесей для того, чтобы приблизиться к Аллаху. Это для того, чтобы обеспечить намерению, которая стоит за каждым действием поклонения и послушания Аллаху, гарантию того, чтобы оно было исключительно только ради Его довольства. Это постоянное созерцание Творца до того, что сам он забывает о творениях.
Искренность – это условие, по которому Аллах принимает праведные дела, которые были выполнены в соответствии с Сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И, Аллах приказал нам это, в Коране:
А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники [Аль Беййина (98):5].
От Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, передается, что: «Однажды один мужчина подошёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Что насчет человека, который присоединился к нам для сражения, а намерение было ради славы и трофей ?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он получает ничего». Мужчина повторил вопрос три раза и на каждый, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он получает ничего». Потом он сказал: «Аллах не примет ни одного деяния, кроме того, которое было совершено искренне ради Него и для его удовольствия»[2]
Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в прощальном Хадже, сказал: «Аллах благословит того, кто услышит эти слова и того, кто поймет их, ибо может быть так, что те, кто передают это знание, они не те, кто поймут его лучше. Есть три вещи, к которым сердце верующего не питает злобы: искренность[3] в деяниях во имя Аллаха, совет предводителям Мусульман и следование общине»[4]
Здесь имеется в виду, что эти три вещи делают сердце сильным, и тот, кто распознает их, будет иметь очищенное сердце от всех способов обмана, коррумпированности[5] и зла. Слуга может освободить себя от шайтана, только посредством искренней преданности, ибо Аллах говорит нам в Коране, что Иблис сказал:
Кроме Твоих искренних [очищенных] рабов. [Сад (38):83].
Передается, что один праведный человек, говорил: «О личность [нафс], будь искренен[6] и ты будешь чистым».
Когда, любое мирское счастье, в котором личность находит комфорт и к чему склоняется сердце, вторгается в наше поклонение, тогда он наносить ущерб чистоте наших усилий и уничтожает нашу искренность. Человек поглощен мыслями о хорошем успехе и погружен в свои страсти и аппетиты; редко бывает так, что его действия или поклонение свободны от временных целей и подобных желаний. По этой причине и сказано, что кто либо, который запасет один единственный момент в своей жизни искренней преданностью Аллаху, тот выживет, ибо преданность это редкость и драгоценна и очищение сердца от нечистот это суровое начинание.
Истинно, искренность[7] – это очищение сердца от всех нечистот, вне зависимости много их или мало, и это для того, чтобы намерение приближения к Аллаху, было свободно от других мотиваций, кроме лишь достижения Его довольства. Это может исходить только от того, кто любит Аллаха, тот который поглощен о размышлении Следующего Мира до того, что в его сердце не остается места для любви этому миру. Такой человек должен быть, набожным[8] и чистым во всех своих действиях, даже в приеме пищи, в питье и даже в удовлетворении природных нужд. За редким исключением, любой, отличающийся от этого, может найти дверь искренности[9] закрытым, перед его лицом.
Ежедневные поступки человека, которые переполнены своей любовью к Аллаху и ахира[10], описываются этой любовью и это же и является наичистейшей искренностью[11]. В такой же формуле, душа человека, которая переполнена любовью и занятостью к этому миру, или социальному положению, власти, такой человек настолько переполнен этими вещами, что ни одно его поклонение, будь это молитва или пост, не будут приняты, за исключением редких случаев.
Лекарством против любви к этому миру, является разрушение мирских желаний в своей душе, положить конец жадности к этому миру и очистить ее для подготовки к следующему миру. И станет положение такого сердца таким, что ему будет легче достигнуть искренней набожности[12]. Бывают много великих поступков, которые человек совершает, при этом он думает, что они исключительно были ради довольства Аллаха, но он был обманут, потому что он не может увидеть дефекты в его намерениях.
Передается, что человек в мечети всегда молился в первом ряду. Однажды, он опоздал на молитву, поэтому ему пришлось встать во второй ряд. Когда, он почувствовал смущение от того, что люди увидели его во втором ряду, он понял, что удовольствие и удовлетворение в сердце, которую он получал от молитвы в первом ряду, было из-за того, что он видел, что люди видят его молящегося в первом ряду и восхищаются им.
Это положение тонкое и неосязаемое[13], и поступки очень редко могут находиться в безопасности от этого. Кроме тех, которым помог Аллах. Мало кто осведомлен о таких тонких делах. Те, кто не могут осознать этого, в Судный День придут и увидят, что их праведные дела, станут плохими. Это те про которых, Аллах сказал:
Но откроется им от Аллаха то, о чем они даже не предполагали. Им откроются злые деяния, которые они приобрели. [Аз Зумар (39):47-48],
а так же, Его слова:
Скажи: "Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех [Это те], чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо. [Аль Кахф (18):103-104].
Якуб, сказал: «Искренний[14] человек это тот, который скрывает вещи, которые хороши, так же, как и скрывает вещи, которые плохи».
Ас Сууси, сказал: «Истинная искренность[15] – это потеря способности сознания твоей искренности; ибо тот, который может определить искренность в своей искренности, является человеком, чья искренность нуждается в искренности».
Лицезрение искренности[16] – это восхищаться ею, а восхищение – это бедствие. Это значит, что дела человека касательно поступков, которые он совершает, должны быть очищены от всякого само восхищения.
Айуб, сказал: «Для людей больше трудностей составляет очищение своего намерения, чем приводить их в исполнение».
Некоторые, сказали: «Быть искренним[17] на период времени, значит быть спасенным навсегда, но искренность это редкость».
Сухейля, спросили: «Какое самое тяжелое дело, для души?», он сказал: «Искренность[18], когда душа не имеет счастья быть наделенным ею».
Аль Фудайль, сказал: «Оставлять дела, ради других людей – это значит стремиться к их восхищению. Поступать ради их восхищения – это приобщать других к Аллаху. Искренность[19] – это, когда Аллах освобождает тебя, от этих двух положений».
[1] Книги по темам, которые воздействуют на эмоцию.
[2] Сахих, ан Наса’и, «Китаб ал Джихад», 6/25; аль Хафиз ибн Хаджар, «Фатх аль Кадир», 6/28.
[3] Так же смотрите, определение №6
[4] Сахих, Ибн Ма’аджах; Ибн Хиббан, Мауарид адз-Дзам’ан стр.47, от Зейда ибн Сабита, да будет доволен им Аллах.
[5] Так же: испорченность, искажение, развращение, разложение.
[6] Так же: благочестив, набожен, предан Аллаху
[7] Так же: благочестивость, набожность, преданность Аллаху.
[8] Так же: религиозно рвущийся, сильно привязанный к Аллаху.
[9] См. Определение №7
[10] Следующий мир, последний мир, конечная остановка.
[11] Так же: преданность, сильная привязанность.
[12] См. Пояснение №7.
[13] Так же: неуловимое.
[14] Так же: благочестивый, набожный, преданный Аллаху.
[15] Так же: благочестивость, набожность, преданность Аллаху.
[16] См.пояснение №7.
[17] Так же: благочестивым, набожным, преданным Аллаху.
[18] Так же: благочестивость, набожность, преданность Аллаху.
[19] Так же: благочестивость, набожность, преданность Аллаху.