Тема: Беседа между супругами.
Брат Халид Абдуллах:
— Хвала Аллаху, мир и благословение нашему Пророку, его семье, его сподвижникам, а затем…
С дозволения Аллаха, мы продолжаем вторую часть нашей беседы с нашим уважаемым шейхом Абу Исхаком аль-Хувейни, да сохранит его Аллах!
На первой нашей встрече мы остановились на том, как вернуть требуемую нашей религией дисциплину в мусульманские дома и как вернуться в жизнь, соответствующую аятам Корана!
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение, о уважаемый шейх!
Несомненно, многие люди приходят к вам с жалобой о том, что язык общения между супругами утрачен, что диалог между ними уже невозможен! От многих женщин можно сейчас услышать, что её муж стал, как немой, не разговаривает с ней совсем. А если спросишь мужа о причине такого поведения, в ответ услышишь: «Я занятой человек, у меня работа, важные дела, я всё время вне дома, и я не в состоянии приходить домой и сидеть разговаривать с женой!..»
Но ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был не менее занятым человеком. Он был Пророком! Ему было велено распространять Ислам. Ему приходилось решать сложные разносторонние задачи, на нём были большие обязанности. Он был занят проблемами мусульман, призывал к Исламу, участвовал в Джихаде и т.д. Но несмотря на это, он наилучшим образом относился к своей семье!
Как же нам найти середину между поведением Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и жалобами мусульман, о уважаемый шейх?
Абу Исхак аль-Хувейни:
— Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему Пророку, господину всех посланников, да благословит его Аллах и приветствует, его семье, его сподвижникам!
В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха (сура «Союзники», аят 21).
Мы должны знать, что Аллах отправил нам своего посланника с руководством и религией истины, чтобы мы брали с него пример! Заметьте, что в аяте Аллах говорит: «Прекрасный пример». Так как существует и плохой пример. Следовательно, какой бы пример мы ни брали с нашего Пророка, этот пример будет прекрасным!
Подражание Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, во всём является ключом решения всех проблем в нашей жизни!
Большинство мусульман остаются в неведении о жизни своего Пророка в его семье. Как я уже говорил, многие знают его жизнь в призыве неверующих, в Джихаде, в создании исламского государства. А об его отношениях со своей семьёй остаются в неведении или же имеют скудные знания!
Хочу привести хадис, который приводится у Бухари в главе «Никях» под заголовком «Хорошее отношение к родным».
Этот хадис известен как хадис Умм Зар. Хадис длинный, примерно две страницы. Но несмотря на это, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, внимательно, не показав Аише ни усталости, ни недовольства, ни скуки, дослушал её до конца! И даже больше этого. Прослушав рассказ Айши про Умм Зар, он ещё и прокомментировал его.
Также, прежде чем прочитать этот хадис, хотелось бы привести ещё другой хадис Аиши, да будет доволен ею Аллах, который Бухари привёл в той же главе. Эти все хадисы указывают на прекрасное отношение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к своим жёнам.
Аиша рассказывает, как она наблюдала за хабашитами, которые играли в мечети, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, помогал ей в этом. Он стоял, протянув руку так, что она поставила свой подбородок на его руку и наблюдала! А когда Пророк спрашивал: «Довольно?» Она отвечала: «Ещё нет!»
В других источниках передаётся, что Аиша сказала: «У меня не было нужды наблюдать за ними, но я хотела знать, насколько Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проявит терпение на мои желания!»
Это всё в очередной раз доказывает, что, каким бы занятым ни был мужчина, он обязан уделить и своей жене часть своего внимания! Поистине, она нуждается в этом!
Так начнём же рассказ этого хадиса.
Сообщается, что жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды, во времена невежества (джахилийи), собрались одиннадцать женщин и договорились говорить друг другу правду и ничего не скрывать о своих мужьях. И вот сказала первая: „Мой муж, словно истощённое верблюжье мясо на труднодоступной вершине горы. [Потому он] не легко проходимая гора, чтобы подняться, не тучное мясо, чтобы прельщало“.
Вторая сказала: „Я ничего не скажу о своём муже, так как боюсь, что если начну говорить о нём, то не остановлюсь, пока не упомяну обо всех его недостатках“.
Сказала третья: „Мой муж высокого роста; если я стану говорить [о его недостатках], то он разведётся со мной, а если буду молчать, то он не даст мне развода, но и как с женой обращаться не будет“.
Сказала четвертая: „Когда мой муж ест, он ничего не оставляет после себя, когда он пьёт, после него ничего не остаётся, а когда ложится спать, то заворачивается [в свою одежду] и не протягивает руку, чтобы узнать мою скорбь“.
Сказала пятая: „Мой муж совершает дурные дела [или является слабым] и отличается глупостью. Ему присущ каждый порок [какой только бывает у людей], и он может поранить тебе голову или тело, а может сделать и то, и другое”.
Сказала шестая: „Мой муж подобен ночи в Тихаме: он не горяч и не холоден, а я не боюсь его, не испытываю к нему отвращения и не испытываю с ним скуку“.
Сказала седьмая: „Когда мой муж входит в дом, он подобен леопарду, а когда выходит наружу, он подобен льву, и он не спрашивает о том, что он [мне] вверил“.
Сказала восьмая: „Мой муж мягок на ощупь, как заяц, а пахнет он, как зарнаб. Он отдаёт мне преимущество и владеет им перед людьми“.
Сказала девятая: „У моего мужа большой дом с высокими колоннами, он носит длинную перевязь для меча, в доме его много золы, и дом этот близок для тех, кто ищет приют, место для собрания“.
Сказала десятая: „Моего мужа зовут Малик, а кто же такой Малик? [Что бы я о нём ни сказала,] он всё равно лучше. Большая часть его верблюдов находится дома, а меньшая часть их — на пастбище, и когда они слышат звуки лютни, то понимают, что им пришёл конец“.
Одиннадцатая сказала: „Моего мужа зовут Абу Зар, а кто же такой Абу Зар? Он подарил мне много украшений, которыми увешаны мои уши, а руки мои стали полными; он доставил мне радость, и стала я гордиться собой; он нашёл меня в семье, которой принадлежало немного овец, которая пребывала в нужде, и привёл меня в семью, у которой есть лошади и верблюды, где занимались молотьбой и имели чистое зерно; у него меня не оскорбляют за мои слова; я сплю утром допоздна и пью вволю! Мать Абу Зара, а кто же такая мать Абу Зара? Её дорожные сумки полны, а дом просторен. Сын Абу Зара, а кто же такой сын Абу Зара? Его постель узка, как извлечённый из ножен меч, а насытиться он может и ножкой четырёхмесячного козлёнка.
Дочь Абу Зара, а кто же такая дочь Абу Зара? Она покорна своему отцу и своей матери, а красота её вызывает ревность другой жены её мужа. Невольница Абу Зара, а кто же такая невольница Абу Зара? Она не передаёт другим наших речей, не расходует зря нашей еды и не оставляет мусора в нашем доме. [Как-то раз] Абу Зар вышел [из дома], когда сбивалось масло в мехах, увидел женщину с двумя сыновьями, подобными леопардам, которых она держала у своей талии и которые играли двумя гранатами, и, увидев её, он развёлся со мной и женился на ней. Я же после него вышла замуж за благородного человека, ездившего на неутомимом коне и державшего в руке копьё.
Возвратившись с похода, он щедро оделил меня многочисленным скотом, дав мне по две головы от каждого из видов скота и сказал: „Ешь сама, о Умм Зар, и давай своим родным“, однако, если бы я собрала всё, что дал мне он, это не наполнило бы и самого маленького сосуда Абу Зара!“»
Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: О, Аиша! Для тебя я был тем же, чем Абу Зар был для Умм Зар, только Абу Зар развёлся, а я не разведусь.
Как вы уже заметили, слова в хадисе очень сложные, каждое слово нуждается в пояснении, иншаа-Ллах, я постараюсь всё понятно разъяснить и разобрать.
Также одной из многочисленных польз этого хадиса является то, что разрешено мужчине, имеющему больше одной жены, выделять одну из них и рассказывать ей что-либо по секрету. С обязательным условием, что это не приведёт к возникновению проблем между жёнами!
Допустим, мужчина любит и доверяет больше одной жене. Он не должен это всем говорить и заставлять ревновать остальных! И аргументировать это тем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не скрывал свою любовь к Аише и относился к ней исключительно перед остальными его жёнами!
То был Пророк, а его жёны — матери правоверных! Это не идёт ни в какое сравнение. Какую бы ревность они ни испытывали, они всё понимали и не делали из этого проблему!
А в настоящее время женщина такие вещи не понимает. Если муж предполагает, что произойдёт скандал из-за его секретной беседы с одной из жён, он обязан промолчать.
Место Аиши в сердце посланника Аллаха не было секретом ни для кого.
От Умм Салямы у имама Ахмада передаётся, что Урва, да будет доволен им Аллах, сказал ей: «Аиша говорит, что посланник Аллаха целовал её во время обязательного поста». На что Умм Саляма ответила: «Возможно, он не мог сдержать своих чувств к ней, а что касается меня, то нет [меня не целовал]!»
Она не сделала из слов Урвы проблему. Но если такое произойдёт в наше время, это послужит возникновению больших проблем в семье и непрекращающихся скандалов!
Брат Халид Абдуллах:
— Иншаа-Ллах, остановимся сегодня на этом и со следующей встречи начнём разбирать этот прекрасный хадис — предложение за предложением — вместе с нашим уважаемым шейхом.
Да воздаст вам благом, о уважаемый шейх! Мир вам, милость Аллаха и его благословение. И хвала Аллаху, Господу миров!
Продолжение следует…
Перевод лекции подготовила сестра Дуджана