Польская газета Gazeta Wyborcza опубликовала на первой странице интервью с лидером крымских татар Мустафой Джемилевым под заголовком "Путин, вероятно, меня не любит". Бывший советский диссидент в частности сказал:
"Уже в 2000 году у меня было чувство беспокойства, что президентом России стал человек с корнями в структурах коммунистической тайной полиции, организации, боровшейся с диссидентами и демократическим миром. Было очевидно, что Путин будет править посредством спецслужб, а Кремль станет своего рода Лубянкой. Один из признаков того, что Россия вступает на авторитарный путь, это было почти немедленное закрытия архивов, открытых во времена Бориса Ельцина.
Говорят, что Путин хочет реставрировать СССР. Однако тогда не было таких технических средства, как Интернет, которые расширяют сферу свободы, и диктатура с этим не может справиться. Путинская Россия при всех своих намерениях и великодержавности не сможет организовать СССР времен Леонида Брежнева.
Но Путин надеется. Когда в Крым пришла русская власть, мы получили режим, который напоминает советский 1960-х и 1970-х годов. Этот режим нетерпимости, может быть, не так заметен в России, но он безусловно существует на оккупированных территориях. В Крыму меньше свободы, чем в Москве или Санкт-Петербурге (так русские оккупанты называют шведско-ингрийский город Нюен - КЦ).
В отличие от брежневского, путинский режим, по крайней мере в Крыму, также менее предсказуем. Как только чекисты при Брежневе узнавали, что кому-то не нравится советская власть, его вызывали на допрос постращать. И если вы упрямились, то вас арестовывали, осуждали, отправляли в лагерь или психушку. Теперь люди просто исчезают.
Это недавно случилось с тремя крымскими татарами активистами. Надевают мешок на голову во время ареста, а на допросах широко практикуются пытки.
Крым отличается от других регионов Украины, даже тех, где сосредоточено русскоязычное население. Большинство русских захватило те места, где жили татары, депортированные в 1944 году. Потомки этих русских живут в наших домах. Им объяснили, что из Крыма были высланы предатели, депортация была наказанием за сотрудничество с немцами. Русские приняли его с полной верой.
(Русские - вековые враги татар, мусульман, украинцев. Германская армия освободила крымских татар от двухвекового русского рабства, Предателями они быть не могут, потому что предать своих лютых врагов - логический абсурд - КЦ).
Когда татары начали возвращаться в Крым, русские были уверены, что пришли предатели и их смертельные враги. Поэтому напряжение в значительной степени остается и по сей день, оно все время усиливается прорусскими организациями в Крыму и русской пропагандой. Русская пропаганда состояла в том, что Киев хочет изменить пропорционально-национальный состав Крыма в ущерб русским. По этой причине крымским русским не нравится Украина.
В Крыму с первых дней украинской независимости активно действовали пророссийской шовинистические структуры, были экстремальные "казачьи" организации (Крым никогда не был казачьей землей, поэтому все эти "казаки" липовые, от ФСБ - КЦ). Даже задолго до оккупации они были против украинского Kрыма. А по сравнению с Россией Украина относится к странам более демократическим, люди могут свободно проповедовать свои взгляды, никто за это не преследуется.
Когда пришли русские солдаты, они поддерживали в первую очередь эти организации. Но нельзя говорить, что аннексию поддержало всё русско-говорящее население полуострова.
Согласно русской пропаганде, 82 процентов жители Крыма приняли участие в «референдуме» об аннексии, из которых 95 процентов было за. Это ложь. По мнению многих экспертов, изучавших настроение и потенциальное поведение при голосовании, в «референдуме» участвовало 30-40 процентов. Потом были точные данные из утечки от спецслужб. Отчет агентов ФСБ без промедления был отправлен в Москву, в нем говорилось, что на выборы пришло только 34,2 процента.
Этот отчет является официальным, хотя и секретным документом. Там не подобает лгать. О всяком энтузиазме там нет ни слова.
Крымские татары официально заявили, что бойкотируют референдум. По нашим ориентировочным данным, из 183 000 татары, имеющие право голоса, призыв к бойкоту проигнорировало 950-1100 человек, или примерно 0,5 процента. Но русская пресса сообщила, что 40 процентов из нас проголосовали. В населенных пунктах, где большинство тартар, мы даже не позволили создать избирательные участки. Так на самом деле выглядел этот фантастический референдум.
В Крыму мы имеем дело с недемократическим и трусливым правительством, которое боится народа. Для всех граждан аннексии Крыма означает изоляцию. Но татарам будет еще хуже, чем русским. С начала независимости Украины мы были врагами русского сепаратизма, мы связали свое будущее с Украиной. После аннексии усилилась тревога, что они в очередной раз будут нас депортировать.
Уже царские власти в Крыму в 1863 году уничтожали татарскую элиту, интеллигенцию, духовенство. Те условия, которые создала Россия, а затем Советский Союз, вынудили многих из моих соотечественников эмигрировать (в условиях СССР эвакуироваться вместе с Германской Армией-Освободительницей - КЦ).
В Украине нам было не очень легко с точки зрения демократии и прав человека, особенно во время правления Виктора Януковича. Но даже последний период по сравнению с путинской Россией был гораздо более цивилизованным".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр